Рассмотрено на заседание
педагогического совета
протокол № 5 от 19.01.2023
Утверждено приказом директора
_______________ С.В. Макаренко
МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
№ 17 от 24.01.2023
Положение
о школьной библиотеке
МБОУ СОШ №51 с. Березовка
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МБОУ СОШ №51 с.
Березовка (далее-Школы).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 г. и
Федеральным Законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции от 11
июня 2021 года), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями на 14 июля 2022 года, а
также Устава МБОУ СОШ № 51 с. Березовка и других нормативных правовых актов
Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных
организаций.
1.3. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного
процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Деятельность библиотеки Школы (далее-библиотека) отражается в уставе школы.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании школы.
1.5. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями
общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности
обучающихся
на
основе
усвоения
обязательного
минимума
содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни
1.6. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом
общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются настоящимположением о библиотеке и правилами
пользования библиотекой, утвержденными директором школы.
1.8. Школа несет ответственность за доступность
информационного обслуживания библиотеки.
и
качество
библиотечно-
1.9. Вбиблиотеке запрещаетсяиздание и распространение печатных, аудио,аудиовизуальных
и
иных
материалов,
содержащих
хотя
быодин
из
признаков,предусмотренных частью первойстатьи 1 Федерального закона от 25июля 2002
г. № 114-ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности».
1.10. Согласно требованиям ФЗ-436 от 29.12.2010г. (с исправлениями на 29.06.2015г.) «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» гл. 2, статьи 6–
10, к услугам пользователей предоставляются фонды научно-педагогической,
методической, учебной, отраслевой, справочной, художественной, а также периодические
издания на традиционных и электронных носителях информации, каждый документ
которого имеет знак информационной продукции (графическое и (или) текстовое
обозначение), соответствующий возрастным категориям пользователей.
1.11. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Основными целями и задачами библиотеки школы являются:
- обеспечение участников образовательного процесса бесплатным доступом к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (фонд учебников и
учебных пособий, книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудиои видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных
носителях;
- привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научно-популярной литературы;
- организация чтения в целях успешного изучения обучающимися учебных предметов,
лучшего усвоения общеобразовательных программ;
- содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;
- обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося,
развитии
его
творческого
потенциала;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
- содействие педагогическим работникам в подборе методической литературы,
информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.2. Библиотека выполняет следующие функции:
2.2.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
- осуществляет приём, постановку на инвентарный учёт, обработку, систематизацию,
организацию и сохранность документов;
- осуществляет плановые проверки фонда учебной литературы в соответствии с
Федеральным перечнем учебной литературы.
- осуществляет редактирование данных по фонду учебной литературы школы в системе
учёта учебных фондов (СУУФ).
2.2.2. Создает информационную продукцию:
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотека комплектования учебной литературы;
- разрабатывает рекомендательные списки чтения, обзоры новых поступлений и т.п.
2.2.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
- предоставляет доступ к библиотечно - информационным ресурсам на различных
носителях, в том числе и в сети Интернет (Цифровые образовательные ресурсы -ЦОР);
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности;
- содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса.
2.2.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием обучающихся;
- осуществляет текущее информирование педагогических работников (дни информации,
обзоры новых поступлений).
содействует
профессиональной
проведению аттестации;
компетенции,
повышению
квалификации,
- поддерживает деятельность педагогических работников в области
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
создания
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами;
2.2.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный
зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы,
фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
3.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
3.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного
учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение
материально-технической
базы
библиотеки,
подписку
профессиональных
изданий,
комплектование
фонда
документов.
3.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное
учреждение обеспечивает библиотеку:
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии
с положениями СанПиН;
современной
электронно-вычислительной,
телекоммуникационной
и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
библиотечной
техникой
и
канцелярскими
принадлежностями.
3.5. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования
и
имущества
библиотеки.
3.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного
учреждения
в
соответствии
с
уставом
учреждения.
3.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима
работы
библиотеки
предусматривается
выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
3.8. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
3.9. Обязанность по надзору за отслеживанием и контролем поступающей и имеющейся в
наличии литературы, сверкой с Федеральным списком экстремистских материалов
возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
3.10. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который назначается
директором школы.
3.11. Библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями.
3.12. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школына утверждение
следующие документы:
положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
структуру библиотеки, которая разрабатываются на основе объемов работ;
планово-отчетную документацию.
3.13. Структуру библиотеки составляют:
литература по отраслям знаний;
учебная литература;
художественная и научно-популярная литература.
3.14. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
программами и планами работы образовательной организации на основе библиотечноинформационных ресурсов.
3.15. Библиотека обеспечивается:
комплектованием библиотечно-информационных ресурсов;
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров и в соответствии с положениями санитарных правил и нормативов,
обеспечивающими сохранность книг;
современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами.
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4. Основные правила пользования библиотекой
4.1. Необходимым условием работы библиотеки является взаимно вежливое отношение
читателей и работников библиотеки, соблюдение ими тишины, порядка и бережного
отношения к фонду и имуществу библиотеки.
4.2. Читатели в верхней одежде в библиотеку не допускаются.
4.3. Запись читателей производится на абонементе.
4.4. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца
какдокумент, дающий право пользоваться библиотекой.
4.5. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и
подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.
4.6. Порядок выдачи литературы:
учебники, методическая литература и прочие печатные издания, соответствующие
учебным программам, выдаются на весь год и в течение всего учебного года.
книги основного фонда выдаются на15 дней, количество книг и журналов не более
5экз.;
срок пользования книгами может быть продлен, но не более двух раз при условии,
что наданную книгу нет заявок от других читателей;
сроки пользования материалами, необходимыми для творческих работ,
оговариваются привыдаче;
справочная литература выдается только в читальный зал без права выноса из
библиотеки.
4.7. Читатели, не сдавшие книги в указанные сроки, считаются должниками и получают
книги только после сдачи своих задолженностей.
4.8. Читатели, утратившие или испортившие книги, заменяют их такими же копиями или
изданиями, признанными равноценными. При невозможности замены возмещают
реальную рыночную стоимость издания.
4.9. Сроки сдачи учебной литературы в конце учебного года:
художественной литературы — не позднее 16 мая текущего учебного года;
учебников – не позднее:
25 мая — для начальных классов;
30 мая — для основной школы;
16 июня — для выпускных классов.
Примечание: Для выпускных классов сроки сдачи художественной и учебной литературы
могут быть изменены по договоренности с библиотекой.
4.10. Личное дело выдается учащимся только после возвращения литературы, взятой на
абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники отмечают в библиотеке свой обходной
лист.
5. Управление. Штаты
5.1. Порядок комплектования штата библиотеки школы регламентируется её уставом.
5.2. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
5.3. Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется
работником библиотеки только на добровольной основе.
5.4. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
6. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
6.1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируются в книге
инвентарного учета библиотечного фонда.
Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
составление
первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;
регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология
формирования»).
6.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» с изменениями на 14 июля 2022 года. Документы, включенные в перечень
экстремистских материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать
из доступа.
6.3.Учет и обработка документов библиотечного фонда
6.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного
учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе
данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не
больше чем 1,5×4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на
первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу
и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на
обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной
базе данных библиотеки.
6.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета учебного
фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий
авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они
регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с
пунктом 4.3.1 настоящего положения;
установление средств защиты от утраты (магнитный датчик, радио-чип, иной вид
маркировки);
изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт учебника
приклеивается на последней странице учебника. Заполняется при выдаче
читателю.
Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
6.4. Выбытие документов библиотечного фонда
6.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного
фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату.
Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава
библиотечного фонда и результатов его проверки.
6.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
6.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
6.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую
отсутствием
спроса
читателей,
невостребованностью
в
перераспределении и реализации.
6.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам
потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.
6.4.6. Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании
исключенных объектов библиотечного фонда по форме 0504144 (далее – акт о списании),
утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
6.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания
комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
6.4.8. К акту о списании прилагается список на исключение объектов библиотечного фонда
(далее – список), который включает следующие сведения: инвентарный номер документа,
краткое библиографическое описание, цену документа, зафиксированную в книге
инвентарного учета документов, коэффициент переоценки, цену после переоценки и
общую стоимость исключаемых документов.
6.4.9. К акту о списании по причине утраты и списку прилагаются документы,
подтверждающие утрату (пояснительная записка, в случае утери участником
образовательного процесса – акт возмещении ущерба, о замене на аналогичный документ).
6.4.10. После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, первый
экземпляр акта о списании со списком и документом, подтверждающим выбытие,
передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается в библиотеке.
4.4.11. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Проверка наличия документов библиотечного фонда
Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью один
раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного библиотекарем.
7.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации образовательной организации.
7.3. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и хранит
его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то
документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их
список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда
в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной
причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей проверки.
7.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают
наличие экстремистских материалов, которые входят в федеральный список,
опубликованный Минюстом России на своем сайте.
Если заведующий библиотекой найдет экстремистский материал, то должен ограничить к
нему доступ со стороны пользователей.
7.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.
8. Делопроизводство
8.1. Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по
правилам ведения делопроизводства.
8.2. В библиотеке ведутся и хранятся:
инвентарные книги;
книги суммарного учета;
бланки заказа учебников;
акты выдачи учебников по классам;
акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда;
учетные документы, подтверждающие поступление документов в библиотечный
фонд (копии накладных);
акты о проведении инвентаризации и проверки фонда;
тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных;
тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный
фонд);
читательские формуляры;
Федеральные законы:
Закон «Об Образовании в Российской Федерации»;
Закон РФ «О библиотечном деле»;
Обновленный «Федеральный список экстремистских материалов».
9. Права и обязанности работников библиотеки
9.1. Работники библиотек имеют право:
9.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке школы;
9.1.2. Проводить в установленном порядке факультативные занятия,
кружкибиблиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
уроки
и
9.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
9.1.5. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы,
утвержденными директором школы, и по согласованию с управляющим советом виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;
9.1.6. Участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом школы;
9.1.7. Библиотекарь школы может иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и
дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами
(педагог- библиотекарь может иметь ежегодный отпуск 56 календарных дней);
9.1.8. Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
9.1.9. Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
9.2. Работники библиотек обязаны:
9.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
9.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
9.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов (расстановка отраслевой
литературы по системе ББК; расстановка учебной литературы по классам);
9.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей школьной библиотеки;
9.2.5. Осуществлять сверку поступающей и имеющейся литературы на наличие
экстремистских материалов, которые входят в Федеральный список экстремистских
материалов. При выявлении их в библиотечном фонде изымать из доступа;
9.2.6.
Совершенствовать
информационно-библиографическое
обслуживание пользователей;
и
9.2.7. Обеспечивать сохранность использования
систематизацию, размещение и хранение;
информации,
носителей
библиотечное
их
9.2.8. Отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного
учреждения;
9.2.9. Повышать квалификацию.
10. Права и обязанности пользователей библиотеки
10.1. Пользователи библиотеки имеют право:
10.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
10.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
10.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
10.1.4. Получать во временное пользование на абонементе и в медиатеке печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
10.1.5. Продлевать срок пользования документами;
10.1.6. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
10.1.7. Получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
10.1.8. Получать полный комплект учебной литературы в соответствии с образовательной
программой и ФПУ.
10.1.9. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
10.1.10. Обращаться для разрешения
общеобразовательного учреждения.
конфликтной
10.2. Пользователи библиотеки обязаны:
10.2.1. Соблюдать правила пользования библиотекой;
ситуации
к
руководителю
10.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
10.2.3. Поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
10.2.4. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
10.2.5. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь.
10.2.6. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
10.2.7. Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
10.2.8. Полностью рассчитаться с библиотекой по истечении учебного года, срока обучения
или работы в общеобразовательном учреждении.
11.Порядок пользования библиотекой:
11.1. Запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится
по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников
общеобразовательного
учреждения,
родителей
(иных
законных
представителей) обучающихся - по паспорту или Ф.И.О. и контактному телефону;
11.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
11.3. Документом, подтверждающим
читательский формуляр;
право
пользования
библиотекой,
является
11.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
11.5. Комплекты учебной литературы выдаются по актам передачи во временное
пользование классным руководителям;
11.6. Учебная литература передается обучающимся по раздаточным ведомостям.
Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
учебники, учебные пособия — учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
11.7. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей;
Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
11.8. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
11.8.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника
библиотеки;
11.8.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
10.8.3. Пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его работником библиотеки;
11.8.4. По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться
к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;
11.8.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)