Решаем вместе
Есть вопрос?

Положение о курсах предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов, элективных курсах для обучающихся 10-11 классов

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2018

Утверждено приказом директора
МБОУ СОШ № 51 с.Березовка
от 30.08.2018 № 213
_________________Н.И. Жданова

Светлана Валерьевна Макаренко
C=RU, OU=Директор, O=МБОУ СОШ № 51
с. Березовка, CN=Светлана Валерьевна
Макаренко, E=schcola_51.ru@mail.ru
я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
2021-06-10 13:05:38

ПОЛОЖЕНИЕ
о курсах предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов,
элективных курсах для обучающихся 10-11 классов

1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», письмом Департамента
государственной политики в образовании
Минобрнауки России от
04.03.2010 № 03 - 413 «О методических рекомендациях по реализации
элективных курсов», Уставом образовательной организации.
2. Общие основные задачи предпрофильной подготовки и
элективных курсов.
2.1.Самоопределение каждого обучающегося относительно профиля
обучения будущего направления деятельности.
2.2. Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и
потребностей каждого школьника.
2.3. Привитие учащимся интереса к предмету (пропедевтическая задача).
2.4. Развитие творческих способностей и самостоятельности мышления
учащихся, интересующихся определенной сферой науки или деятельности.
2.5. Освоение обучающимся различных видов учебной деятельности.
2.6. Самообразование обучающихся.
3. Виды курсов предпрофильной подготовки и элективных курсов.
3.1. Курсы предпрофильной подготовки - курсы по выбору обучающихся
9-х классов из части, формируемой участниками образовательного процесса,
учебного плана образовательной организации, обязательные для посещения
обучающимися. Они являются важной составной частью предпрофильной
подготовки и призваны удовлетворять индивидуальные образовательные
интересы, потребности и склонности каждого школьника в МБОУ СОШ №51
с. Березовка.
Ориентационные курсы проводятся для оказания помощи
обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном
самоопределении и призваны помочь выстроить проект своей
профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения
индивидуальной образовательной траектории.
Пробные курсы создаются для того, чтобы обучающийся утвердился в
сделанном им выбором направления дальнейшего обучения, связанного с
1

определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него.
Возможны два подвида пробных элективных курсов:
 Предметно-ориентированные,
которые
дают
возможность
апробировать
разное
предметное
содержание
с
целью
самоопределения; проверяют готовность и способность ученика
осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают
условия для подготовки к экзаменам по выбору по наиболее вероятным
предметам будущего профиля,
 Профессиональные, т.е. ориентированные на знакомство с различными
типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые
имеют различные профили обучения. В области математики, физики,
информатики, информационных технологий это курсы, связанные с
практическим экспериментированием, решением задач повышенного
уровня
сложности,
нестандартных
комбинированных
задач,
требующих интегрированных знаний.
3.2. Элективные курсы для обучающихся – обязательные учебные
предметы по выбору обучающихся на уровне среднего общего образования
из части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного
плана образовательной организации.
Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения
знания учебного предмета, входящего в учебный план, в том числе:
 элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное
изучение предмета;
 элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно
изучаются отдельные разделы учебного предмета;
 элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно
изучаются отдельные разделы базового уровня, не входящие в
обязательную программу.
Возможна организация межпредметных или надпредметных
элективных курсов, которые выполняют функции общекультурного развития
и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знания,
отсутствующим в учебном плане.
Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить
знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по
предмету на практике, развитие интереса к современной профессиональной
деятельности.
4. Ресурсное обеспечение курсов предпрофильной подготовки и
элективных курсов
4.1. Формы, средства и методы обучения, используемые при
проведении элективных курсов, выбираются учителем самостоятельно в
зависимости от решаемых задач по согласованию с Методическим советом.
4.2. Программно – методическое обеспечение элективных курсов
включает в себя:
2

- программу курса;
- календарно – тематическое планирование;
- информационно - содержательную основу реализуемого курса
(справочную, научно – познавательную литературу и др.);
- учебное, лабораторное оборудование, средства ИКТ.
5. Программно-методическое обеспечение элективных курсов
Реализация содержания элективных курсов в рамках предпрофильного и
профильного обучения обеспечивается:
 программами курсов, утвержденными, рекомендованными или
допущенными
Министерством
образования
Российской
Федерации, а также программами, разработанными педагогами
образовательной организации, утвержденными педагогическим
советом;
 учебными пособиями для обучающихся;
 методическими пособиями для учителя.
6. Организация образовательного процесса при реализации
программ элективных курсов
6.1. Преподавание элективных курсов ведется по
расписанию,
составленному с учетом требований СанПиНов, в соответствии с
нормативами учебного времени.
6.2. Комплектование групп для
изучения элективных курсов
осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных
образовательных интересов и потребностей обучающихся.
6.3.
Наполняемость групп для изучения элективных курсов
устанавливается в соответствии с действующими нормативами.
6.4. Курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения
включают в себя пробы
по ведущим для данного профиля видам
деятельности, носящие преимущественно практический, прикладной
характер.
6.5. Преподаватель курсов предпрофильной подготовки и элективных
курсов несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время
проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда
и технике безопасности.
6.6. Курс предпрофоильной подготовки может быть оценен
положительно, если обучающийся посетил не менее 50% занятий,
предусмотренных программой курса, и выполнил зачетную работу,
предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил
творческую работу по искусству, сконструировал модель, макет или прибор
и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке
к ней.
Если обучающийся по уважительной причине был освобожден от
занятий по приказу директора школы (болезнь, спортивные соревнования,
музыкальные конкурсы и др.) и пропустил свыше 50% учебного времени,
3

оценивание учебных достижений осуществляется путем предоставления им
самостоятельно выполненной работы.
В журнале курса предпрофильной подготовки в графе последнего
занятия делается запись «усв.» (усвоил), «не усв.» (не усвоил).
6.7. Элективные курсы для обучающихся 10,11 классов оцениваются по
5-ти бальной шкале в соответствии со следующими критериями. Не
рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок.
Критерии оценивания освоения образовательных программ
элективных курсов.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма
программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с
помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при
воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил
культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами
научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований
программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на видоизменѐнные вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной
речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
4

1. Правильно определил цель опыта.
2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал
выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил
все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту
рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности
и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной
точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы
сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не
менее чем наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что
позволяет получить правильные результаты и выводы по основным,
принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по
началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов.3. Опыт проводился в нерациональных условиях,
что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчѐте
были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц,
измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не
принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат
выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе
с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию
учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не
полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части
работы не позволяет сделать правильных выводов.
5

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все
недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может
исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью,
но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее
2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти
недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при
которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок.
6.8. Мониторинговые исследования результативности преподавания
конкретного элективного курса осуществляются:
- через анкетирование учащихся, родителей, учителей, целью которого
является анализ
уровня удовлетворенности учащихся элективными
занятиями;
- результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях,
конкурсах;
повышения качества знаний по дисциплинам, содержательно
связанных с преподаваемым элективным курсом и др.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».