Ростовская область Сальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 2
РАССМОТРЕНО
ШМО
__________________
Сидорова О.А.
Протокол № 1
от «29» августа
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________________
Жданова Н.И.
Приказ № 202
от «29» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
________________________
Макаренко С.В.
Приказ № 202
от «29» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Изобразительная деятельность»
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
(1 год обучения)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 99 часов
УЧИТЕЛЬ: Губская Галина Михайловна
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Цель образования: формирование умений изображать предметы и объекты
окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами,
обучение доступным приемам работы с различными
материалами,
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно-творческих способностей.
Коррекционная направленность:
развитие зрительного восприятия;
развитие пространственных представлений и ориентации на
плоскости листа;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,
навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у обучающихся воспитывается эмоциональное отношение к
миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительнодвигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию
дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к
деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами
осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в
этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что
некоторые дети не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они
могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или
выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых
техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию,
доставляет им много положительных эмоций.
Изобразительная
деятельность
имеет
важное
коррекционноразвивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие
на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек. Различные виды деятельности
обучающегося с отставанием в умственном развитии характеризуются
низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения,
неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы.
Отмечается несформированность ВПФ, общей и мелкой моторики,
пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционноразвивающей работы, направленная на последовательное формирование
способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.
Особенности психофизического развития, обучающегося с умственной
недостаточностью, затрудняют вхождение его в социум. Программа
«Изобразительная деятельность» может быть предложена как один из
вариантов подготовки обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Во время занятий
изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать
его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок
обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в
рамки, участвуя в выставках, творческих показах, помогая оформлять
классную комнату своими поделками. Ему важно видеть и знать, что
результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его
самореализации,
формирует
чувство
собственного
достоинства.
Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и
навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 51 с. Березовка для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», реализуемый в условиях
введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) I класс (2 вариант) (недельный) на 20232024 учебный год предмет «Изобразительная деятельность» включен в
образовательную область «Искусство». Для 1 класса объем учебной нагрузки
определен требованиями ФГОС и составляет 99 часов в год, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения АООП
Основным ожидаемым результатом освоения АООП обучающимися по
варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально
с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим,
требования к результатам освоения образовательных программ представляют
собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро»,
«природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим
родственникам, любовь к родителям.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, проявлять
собственные чувства; осознавать, что может, а что ему пока не удается.
Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки.
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья.
Ожидаемые предметные результаты
Рисование:
соблюдение последовательности действий при работе с красками;
представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый);
рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и
волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;
рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
рисование по контурным линиям;
рисование по опорным точкам;
самостоятельное рисование основных элементов, изображений простой
формы на листе бумаги;
закрашивание внутри контура (слева на право, сверху вниз).
Лепка:
разминание материала (пластилин, тесто, глина);
отрывание (откручивание, отщипывание) кусочка материала от целого
куска;
катание шарика разными приемами (между ладонями, ладонью о
рабочую поверхность);
прищипывание;
складывание колбаски в форму улитки;
сплющивание.
Аппликация:
сминание бумаги;
отрывание мелких частей бумаги;
складывание бумаги;
выполнение рваной аппликации;
намазывание рабочих поверхностей клеем;
выкладывание шилом по контуру;
вырезание по контуру;
разрезание листа бумаги;
выполнение надреза;
сборка изображения объекта из нескольких деталей;
составление композиции из 2-3 объектов.
Содержание учебного предмета
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто,
глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание
пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в
руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем
выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в
жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями,
между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание
краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением
растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединённых сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы,
шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги
заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по
диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части)
поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по
прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между
собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка
деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых
для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт,
кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при
работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с
кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение
приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием
наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование
вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности
внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо
(сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры.
Рисование
растительных
(геометрических)
элементов
орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в
соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу
(срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по
представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник:
«рисование ладошками, «Кляксография».
Раздел и темы
учебного
предмета
Раздел 1.
Лепка.
Раздел 2.
Аппликация.
Раздел 3.
Рисование.
Коли
честв
о
часов
35
34
30
Формы и виды учебной
деятельности
Текущий и промежуточный контроль.
Формы контроля
Формы организации
деятельности на уроке:
- фронтальная;
- в парах;
- индивидуальная.
Формы учебной
деятельности:
- играпутешествие;
- беседа;
- рассказ;
- ролевая игра;
- работа с книгой;
- работа с
раздаточным
дидактическим
инструментарием
- экскурсия и др
формы,
используемые
при обучении.
Виды учебной
деятельности:
- слушание
объяснение,
инструкцию,
алгоритм выполнения
учителя;
- наблюдение за
демонстрацией
учителя;
- работа с
пластичными
материалами:
разминание,
раскатывание,
отщипывание,
отрывание,
отрезание,
размазывание;
- работа с
инструментами и
приспособлениями
изобразительной
деятельности: стека,
приспособлениями
Текущая аттестация обучающихся включает в себя
полугодовое оценивание результатов освоения
СИПР,
разработанной
на
основе
АООП
образовательной организации.
Промежуточная
(годовая)
аттестация
представляет собой оценку результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций ребенка
по итогам учебного года.
для раскатывания
пластичных
материалов;
- игровая;
- познавательная;
- спортивнооздоровительная;
- решение
проектных задач и др
виды используемые
при обучении.
ВСЕГО
99
часо
в
Тематическое планирование
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной
деятельностью, включающие кисти, ножницы, коврики, стеки, пластиковые
подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии,
пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными
материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной
программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания,
вырезания,
наклеивания,
рисования;
видеофильмы,
презентации,
аудиозаписи; расходные материалы: клей, бумага (цветная, картон, и др.),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры,
маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования;
пластичные материалы (пластилин).
Технические средства обучения
Компьютер
Принтер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных
экскурсий, учебных фильмов).
Наглядно-дидактический материал:
Предметные рисунки.
Сюжетные картинки.
Комплекты заданий на развитие психических процессов.
Методическое обеспечение:
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 181 с. - (Коррекционная
педагогика).
Оценочные материалы
Система оценки результатов отражает степень выполнения
обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
•
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
•
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
•
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Для выявления результативности обучения учитываются
следующие факторы:
особенности текущего психического, неврологического и
соматического состояния каждого обучающегося;
необходимость в процессе предъявления обучающемуся заданий
доступных ему средств альтернативной коммуникации (предметы, жесты,
фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевых
средств (устная, письменная речь);
задействование вариативных форм, способов выявления
возможной результативности обучения для различных детей, использование
индивидуальных заданий, разработанных с учетом их практической
деятельности;
возможность оказания необходимой помощи в процессе
предъявления и выполнения заданий обучающимся, которая может носить
разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции
и уточнения,
выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после
частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);
учет уровня выполнения и степени самостоятельности ребенка
(самостоятельно; самостоятельно по образцу, по инструкции; с небольшой
или значительной помощью; вместе со взрослым);
направленность процесса выявления результативности не только
на определение актуального уровня развития, но и на выявление «зоны
ближайшего развития», а для некоторых обучающихся - «зоны отдаленного
развития», т.е. на выявление возможностей потенциального развития;
выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с
умственной отсталостью в каждой образовательной области должно быть
направлено на создание основы для дальнейшей корректировки СИПР,
конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет
ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со
значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию
или по инструкции.
Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее
задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребенка, а
их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка
используется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она
объединяет
представителей
всех
заинтересованных
участников
образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая
членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.
Основой служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в
повседневной жизни.
Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной
компетенции.
Список литературы
Основная литература:
1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.В.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.;под ред.
Л.Б.Баряевой,
Н.Н.Яковлевой.–СПб.,
2011.–480с.
URL:
https://schoolfiles.net/1199811
Дополнительная литература:
1. Концепция
Специального
Федерального
государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С.
Никольская, Е. Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — 42 с. URL: http://avkrasn.ru/article-1609.html
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие
для СПО / под ред. Г. Ф. Кумариной. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.
: Издательство Юрайт, 2016. — 285 с. — Серия : Профессиональное
образование.
–
URL:
https://www.studmed.ru/kumarina-gfkorrekcionnaya-pedagogika-v-nachalnom-obrazovanii_3f171be8eb7.html
3. Малышева
С.Н.,
Лобач-Хомутова
М.П.,
Мальцева
О.Б.
Формирование навыков и умений дошкольников с ограниченными
возможностями в художественном творчестве // Инновационная
наука. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanienavykov-i-umeniy-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-vhudozhestvennom-tvorchestve
4. Медведева Е.А. Дополнительное образование художественного
направления как ресурс социокультурного развития личности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья // КПЖ. 2017. №3
(122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovaniehudozhestvennogo-napravleniya-kak-resurs-sotsiokulturnogo-razvitiyalichnosti-rebenka-s-ogranichennymi