Ростовская область Сальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
ШМО
Зам. директора по УВР
__________________
________________________
Сидорова О.А.
Жданова Н.И.
Протокол № 1
Приказ № 202 от «29» августа 2023г.
от «29» августа
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
________________________
Макаренко С.В.
Приказ № 202 от «29» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
(1 год обучения)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 66 часов
УЧИТЕЛЬ: Губская Галина Михайловна
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе
является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и
умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У
человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами
помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира,
сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных
жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается способность не только эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,
ритмике.
Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости
на музыку.
Задачи:
организация музыкально-речевой среды;
пробуждение речевой активности обучающейся;
пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
формирование музыкально-ритмических движений;
развитие музыкального вкуса.
Общая характеристика учебного предмета
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются
музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием,
«звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и
шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков и т.д.).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и
направлениями коррекционно-развивающей области.
Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов
игровой деятельности), системности и преемственности.
На
уроках
разработано
последовательное
использование
следующих
упражнений:
музыкально-ритмические движения;
упражнения с использованием простейших ударных и шумовых
инструментов;
вокальные упражнения.
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу
которых положены многократные повторения умственных и практических действий
заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не
требует от обучающейся соблюдения четких правил.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66
часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Личностные,
метапредметные,
предметные
результаты
освоения
учебного предмета
Предметные результаты:
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
умение узнавать знакомые песни и подпевать их;
иметь представление о играх импровизациях, участвовать в них;
иметь представление о музыкальных игрушках, различать их по звучанию;
создавать с помощью учителя ритмический рисунок;
иметь представление о музыкально-ритмических движениях, упражнениях на общую
моторику.
Метапредметные результаты:
умение выполнять задание в течение определённого времени;
умение выполнять инструкции учителя;
проявлять интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение,
движение под музыку);
стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение
использовать
навыки,
полученные
на
занятиях
по
музыкальной
деятельности, в жизни.
Личностные результаты:
проявлять интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;
персональная идентичность в осознании себя как "Я";
умение
получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
проявление положительных качеств личности;
получение положительных эмоций от взаимодействия в процессе деятельности;
проявление эмоционально положительного отношения к результатам своего труда.
Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Слушание музыки»,
«Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
«Слушание музыки»
Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки. Узнавание
знакомой песни. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша). Узнавание
(различение) веселой (грустной) музыки.
«Пение»
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов).
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни:
отдельных фраз, всей песни.
«Движение под музыку»
Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в
ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Начало (окончание)
движения под музыку. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег,
прыгание, кружение, покачивание с ноги на ногу; движение в хороводе; ритмичная
ходьба под маршевую музыку. Выполнение под музыку действий с предметами
(кукла, обруч, флажок, мяч): наклоны предмета в разные стороны, опускание
(поднимание) предмета, подбрасывание (ловля) предмета, махание предметом и т.п.
Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе.
«Игра на музыкальных инструментах»
Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных
инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих
звукоряд (погремушки, колокольчики, бубенцы); тихая (громкая) игра
на
музыкальном инструменте.
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и движение» 1
класс
№
Тема
Кол-
Формируемые
во
представления
часов
Слушание музыки (4ч)
1
Слушание «Осенняя песенка», муз.
1
Осень, листопад
1
Дождик
2
Погремушки,
Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева
2
Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева
- русская народная песня
3,4
Голоса предметов (узнавание звуков
различных предметов)
колокольчик,
бубенцы
Пение (6ч)
5,6
Песня «Осень», муз. Тиличеевой, сл.
2
Лешкевич
7,8
Песня «Солнышко» - муз. М.
Осень, листопад,
березка
2
Солнышко, ладоши
2
Осень, листопад,
Рухвергера, сл. А. Барто
9,10
Мелодии осени. Песни об осени
дождик
Движение под музыку (4ч)
11,12
Танцевать под музыку: "Звонкий
2
Колокольчик
2
Медведь, заяц, слон,
колокольчик" - поворачиваться в
стороны
13,14
Музыкально-ритмические игры на
подражание движениям животных:
лошадь
ходить как медведь, прыгать как заяц,
топать как слон, бегать как лошадка и
др.
Игра на музыкальных инструментах (4ч)
15,16
«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра
2
Колокольчик
2
Бубенцы
1
Ночь, игрушки,
с колокольчиком)
17,18
«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю.
Островского, муз. Р. Рустамова (игра с
бубенцами)
Слушание музыки (2ч)
19
Слушание «Спят усталые игрушки»,
муз. А. Островского, сл. З. Петровой
одеяло, подушки,
сказка
20
Слушание «Марш» из балета П.
1
Марш
1
Осень, яблоки,
Чайковского «Щелкунчик»
Пение (2ч)
21
Песня «Что нам осень принесет?», муз.
З. Левиной, сл. Л. Некрасова
огород, мёд,
хлебушек
22
Песня «Чему учат в школе», муз. В.
1
Шаинского, сл. М. Пляцковского
Школа, буквы,
тетрадь
Движение под музыку (4ч)
23
«Зайки серые сидят», сл. В.
Антоновой, муз. Г. Финаровского
(подражание движениям зайца)
1
Заяц
24
«Медвежата», сл. Н. Френкеля, муз. М.
1
Медведь
1
Заяц
1
Паровоз
1
Погремушка
1
Колокольчик
1
Елка, Новый год
Красева (подражание движениям
медвежонка)
25
«Комическая пляска» (отрывок), муз.
М. Раухвергера (заяц)
26
«Паровоз», муз. З. Компанейца
(подражание звукам с движениями)
Игра на музыкальных инструментах (2ч)
27
Музыкальный инструмент
погремушка, ознакомление, элементы
игры
28
«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю.
Островского, муз. Р. Рустамова
(громкое и тихое звучание
колокольчиком)
Пение (2ч)
29
Песня «Елочка», муз. М. Красева, сл. З.
Александровой
30
Песня «Елочка, елка - лесной аромат»,
1
муз. О. Фельцмана, сл. И. Шаферана
Движение под музыку (4ч)
31
Движения под музыку «Игра с
1
Мишка, кукла
1
Пальчики, ручки
куклой», муз. В. Карасевой
32
Движения под музыку «Пальчики и
ручки» - русская народная мелодия
33
Движения по музыку «Ловкие ручки»,
1
муз. Е. Тиличеевой
34
Движения под музыку «Ходим –
1
Ходьба, бег
1
Погремушки
бегаем», муз. Е. Тиличеевой
Игра на музыкальных инструментах (2ч)
35
«Погремушки» (украинская народная
мелодия), обр. М. Раухвергера (игра на
погремушках)
36
«Новогодняя песенка», муз. Г.
1
Бубенцы
1
Дед мороз,
Гладкова (игра с бубенцами)
Слушание музыки (2ч)
37
Слушание «Дед мороз», муз. М.
Красева
38
Слушание «Полька» из «Детского
Снегурочка
1
Полька
2
Снежок
2
Мороз, ладошки,
альбома» П.И. Чайковского
Пение (4ч)
39,40
«Снежок», муз. М. Иорданского, сл. И.
Блюмендельд и Т. Сикорской
41,42
«Зимняя пляска» - муз. М,
Старокадамского, сл. О. Высоцкой
рукавицы
Движение под музыку (4ч)
43
Движения под музыку «Мишка ходит в
1
гости», муз. М. Раухвергера
44
Движения под музыку «Гуляем и
прыгание, кружение,
1
Движения под музыку «Мы флажки
покачивание с ноги
на ногу
пляшем», муз. М. Раухвергера
45
Ходьба, бег,
1
Действия с флажками
1
Движение
свои поднимем», муз. Вилькорейской
46
Движения под музыку «Пружинка» русская народная мелодия
«пружинка»
Игра на музыкальных инструментах (4ч)
47,48
Музыкально-дидактическая игра:
2
“Определи по ритму”
49,50
Музыкально-дидактическая игра:
Погремушки,
колокольчики,
2
бубенцы
1
Кукла, глазки,
“Угадай, на чём играю?"
Слушание музыки (2ч)
51
«Баю – баю», муз. М. Красева
засыпать
52
«Как у наших у ворот» - русская
народная мелодия
1
Муха, комар,
стрекоза, муравей
Пение (5ч)
53,54
«Мама в день 8 марта» - муз. Е.
2
Мама, 8 марта
2
Флажок
1
Комар, пчела, жук
1
Топанье, хлопанье в
Тиличеевой, сл. Ивенсен
55,56
«Флажок» - муз. М. Красева, сл. Н.
Френкель
57
Музыка в природе: песня комара,
пчелы, жука
Движение под музыку (4ч)
58
Движения под музыку «Где же наши
ручки», муз. Т. Ломовой, сл. И.
ладоши
Плакиды
59
Танцевать под музыку: "Кораблик на
1
волнах"- раскачиваться
60
Покачивание с ноги
на ногу
Танцевать под музыку: "Звонкий
1
колокольчик" - поворачиваться в
Повороты с
колокольчиком
стороны
61
«Мишка с куклой пляшут полечку»,
1
муз. М. Качурбиной, перевод
Топанье, хлопанье в
ладоши
Н.Найденовой
Игра на музыкальных инструментах (2ч)
62,63
«Во саду ли, в огороде», обр. Н.
2
Римского-Корсакова (игра с
Бубенцы,
колокольчики
бубенцами, колокольчиками)
Пение (3ч)
64,65
«Веселые гуси» - украинская народная
2
Гуси, бабуся
песня
66
Исполнение выученных песен
1
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Проявление интереса к музыкальному
Овладение элементами музыкальной
искусству и музыкальной
культуры, в процессе формирования
деятельности.
интереса к музыкальному искусству и
Владение элементарными певческими
музыкальной деятельности.
умениями и навыками.
Владение навыками выражения своего
Умение откликаться на музыку с
отношения к музыке в жесте, мимике.
помощью простейших движений.
Владение певческими умениями и
Умение определять звучание
навыками.
погремушек, колокольчиков,
Наличие навыков музицирования на
бубенцов.
некоторых инструментах
(погремушки, колокольчики, бубенцы).
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной
организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации
оценивают
уровень
сформированности
представлений,
действий/операций,
внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период
оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за
учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий
учебный период.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
-
дидактический
материал:
изображения
(картинки,
фото)
музыкальных
инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные
и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;
- технические средства: ноутбук, колонка, проектор;
- аудио и видеоматериалы, презентации, тексты песен
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа
воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.—
СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр /
Пер. с англ. О.Ю.Поповой. - М.: Тервинф, 2002. -112 с. - (Особый ребенок)
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой I
моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. /
Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64 с. (Музыка
для дошкольников и младших школьников)
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программнометодические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр
ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная
ритмика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева,
Л.Н.Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л.Сергеева; Под ред. Е.А.Медведевой. – М.:
Издательский центр «Академия»