Аннотация
к адаптированной программе «Музыка и движение»
для индивидуального обучения на дому
1 класс
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе
является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и
умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными
способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами
помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира,
сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных
жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается способность не только эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,
ритмике.
Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости
на музыку.
Задачи:
организация музыкально-речевой среды;
пробуждение речевой активности обучающейся;
пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
формирование музыкально-ритмических движений;
развитие музыкального вкуса.
Общая характеристика учебного предмета
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются
музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются
подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием
простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков
и т.д.).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и
направлениями коррекционно-развивающей области.
Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов
игровой деятельности), системности и преемственности.
На уроках разработано последовательное использование следующих
упражнений: 1)музыкально-ритмические движения; 2)упражнения с
использованием простейших ударных и шумовых инструментов; 3)
вокальные упражнения.
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу
которых положены многократные повторения умственных и практических
действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую
направленность и не требует от обучающейся соблюдения четких правил.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю,
66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1
класса.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного предмета
Предметные результаты:
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
умение узнавать знакомые песни и подпевать их;
иметь представление о играх импровизациях, участвовать в них;
иметь представление о музыкальных игрушках, различать их по звучанию;
создавать с помощью учителя ритмический рисунок;
иметь представление о музыкально-ритмических движениях, упражнениях на
общую моторику.
Метапредметные результаты:
умение выполнять задание в течение определённого времени;
умение выполнять инструкции учителя;
проявлять интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание,
пение, движение под музыку);
стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной
деятельности, в жизни.
Личностные результаты:
проявлять интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;
персональная идентичность в осознании себя как "Я";
умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
проявление положительных качеств личности;
получение положительных эмоций от взаимодействия в процессе
деятельности;
проявление эмоционально положительного отношения к результатам своего
труда.