Ростовская область Сальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
РАССМОТРЕНО
ШМО
__________________
Сидорова О.А.
Протокол № 1
от «29» августа
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________________
Жданова Н.И.
Приказ № 202
от «29» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
________________________
Макаренко С.В.
Приказ № 202
от «29» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
(8 год обучения)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68
часов
УЧИТЕЛЬ: Губская Галина Михайловна
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
1
Пояснительная записка
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета: музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать
звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм,
мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка
рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как
средство социализации и самореализации ребенка
Место учебного предмета «Музыка и движение» в учебном плане
Учебный предмет «Музыка и движение» входит в предметную область
«Искусство» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2), отводится 3 часа в неделю.
Планируемые результаты
1)Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных
занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений.
Высокий уровень. Интерес к различным видам музыкальной деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии
игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
Средний уровень. Интерес к различным видам музыкальной деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Низкий уровень. Положительная реакция на музыку
2)Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Высокий уровень. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от
совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; умение
использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
2
спектаклях, др.
Средний уровень. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от
музыкальной деятельности при частичной помощи взрослого. Проявление
интереса к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Низкий уровень. Умение проявлять эмоциональные реакции на звучащую
музыку.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
Педагогическая задача работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является
музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание танцевать, но
музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У ребенка может
нарушена речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и
«пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в
том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать
звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный
ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На
музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Слушание
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение
начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и
медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки.
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных
инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения
произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание
оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого
звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с
персонажем художественного произведения.
3
Каждый урок планируется в соответствии с основными дидактическими
требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к
успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений,
подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.
Пение
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание
повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз,
всей песни). Выразительное пение с соблюдением
динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и
вступления к песне.
Движение под музыку
Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться с одной ноги
на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и
останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера
(ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку действия
с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать
предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.). Выполнять
движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны
головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных
движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять движения,
соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в
соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в
хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Ритмично ходить под музыку.
Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения
при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева
песни, при изменении силы звучания.
Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять
развернутые движения одного образа.
Игра на музыкальных инструментах.
Имитировать игру на музыкальных инструментах.Слушание (различение) по
звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по
звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих
звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение
мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и
окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии
ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
4
В процессе обучения предмету «Музыка и движение» ребенка с умственной
отсталостью используются следующие методы и приемы:
Методы обучения и мотивации учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении
действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций
занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение
текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная)
игра, исследование и др.
Методы формирования новых умений: Упражнения, практикум, игра
(дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод
(решение ситуационных задач).
Методы контроля результатов обучения. Устные: опрос (индивидуальный,
фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест •
Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу,
алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Поощрение: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание),
наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы);
создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ
способствует достижению основной цели модернизации образования улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности,
ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к
информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и
обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт
и выявить его результативность.
2) Игровые технологии - направленные на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
3) Личностно-ориентированные, дифференцированного обучения,
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности
сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него
необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и
5
применение полученных знаний в повседневной жизни.
Основными видами деятельности учащихся на уроке являются:
совместные действия с педагогом;
• деятельность по подражанию;
•
•
деятельность по образцу;
•
•
•
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в
данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены
многократные упражнения на повторение умственных и практических действий
заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и
не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Методы и формы обучения:
обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых
эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации
обучения, побуждения познавательных потребностей;
• детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется
по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое;
• большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
• обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших
достижений ребенка.
•
•
Методы и приемы работы:
•
•
наглядно - слуховой (аудиозапись, игра на музыкальных инструментах);
зрительно - двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих
содержание песен: показ учителем действий, отражающих характер музыки;
показ танцевальных движений);
•
совместные действия ребенка со взрослым;
•
подражание действиям взрослого;
Краткое описание особых образовательных потребностей учащихся: постоянное
повторение изученного материала сочетается с усвоением новых знаний.
6
Срок реализации рабочей учебной программы: программа составляется на 1
год.
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
п/п
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Разделы
1 четверть
Слушание и пение
Музыкально – ритмические
движения
Игра на музыкальных
инструментах
Всего:
2 четверть
Слушание и пение
Музыкально – ритмические
движения
Игра на музыкальных
инструментах
Всего:
3 четверть
Слушание и пение
.
Музыкально – ритмические
движения
Игра на музыкальных
инструментах
Всего:
4 четверть
Слушание и пение
1.
Музыкально – ритмические
2.
движения
3.
Игра на музыкальных
инструментах
Всего:
ИТОГО:
Количество
часов
6 ч.
6 ч.
6 ч.
18 часов
4 ч.
8 ч.
2ч
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Уроки, посвященные Дню народного
Единства «Виват, Россия!»
Уроки фантазирования «Океан – море
синее».
День материнства. «Тихая моя, нежная моя,
добрая моя, мама!».
Уроки, посвященные окончанию Второй
мировой войны.
«Настрою гусли на старинный лад… Певцы
русской старины».
14ч.
Музыкальное состязание.
Международный женский день
Библиографический урок «Мир Бетховена»,
«Мир Прокофьева»
8ч
8 ч.
4 ч.
20ч.
День Космонавтики «Космический
пейзаж»
Уроки, посвященные окончанию Второй
мировой войны.
День Славянской письменности
Всероссийская неделя музыки для детей и
юношества.
6ч.
6ч.
4 ч.
16 ч.
68 ч.
7