Решаем вместе
Есть вопрос?

Адаптированная программа. ЧЕЛОВЕК

Ростовская область Сальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка

Приложение к АООП для детей с УО вариант 2
РАССМОТРЕНО
протокол заседания
педагогического совета
от 29.08.2023 № 1

СОГЛАСОВАНО
протокол заседания ШМО
от 29.08.2023 №1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
приказ от 29.08.2023 № 202
С.В. Макаренко

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Человек» для обучающегося 1 класса
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 кл. – 68 часов
учитель: Тарасенко Елена Владимировна

2023-2024 учебный год

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего занятия для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 2 разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 54 - Приказом Министерства образования и науки
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» от 19.12.2014г.
- Письмом МО РФ от 18 апреля 2008 года №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
-Письмом Минобразования РФ от 28.02.2003 №27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных
учреждений надомного обучения»; - Положением «Об организации обучения больных детей на дому», в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. №181 «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Постановлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении
САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом МБОУ СОШ № 51 с. Березовка от 29.08.2023 г № 202 «Об утверждении специальной индивидуальной программы развития на
2023-2024 учебный год".
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью»,
«Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового
образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена).
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях
между ними. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для
ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать
окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать
руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс
обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна
продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
В программе определены возможные (ожидаемые) результаты обучения курса «Человек» по годам обучения.
Цель изучения предмета: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Курс «Человек» решает задачи:
соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
иметь представление о собственном теле;
относить себя к определенному полу;
выражать свои желания;
уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,
уметь обслуживать себя: принимать пищу и пить, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
сообщать о своих потребностях и желаниях;
сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
уметь соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
иметь представления о членах семьи, родственных отношениях в семье.
На изучение предмета отводится 2 час в неделю, 68 часа в год.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение (программа, учебники, рабочие тетради)
Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой (Л.Б. Баряева,
Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.); Санкт-Петербург.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.
Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина рабочая тетрадь «Я – говорю!». Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с
детьми: «Ребенок и семья», упражнения с пиктограммами. - М.:Дрофа, 2007г.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные учебные действия
Пробуждение речевой активности при использовании речевого материала.
Проявлять положительные эмоции при работе с картинками, иллюстрацией, книжками, с педагогом.
Осуществлять предметные и предметно – практические действия вместе с педагогом .
Иметь представления о роли ученика.
Проявление положительных эмоций при выполнении физкультурных минуток.
формирование умения использовать специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли с помощью символов, слушать учителя,
фиксировать взгляд на изображении.
Познавательные учебные действия
Формирование умения использовать знако – символические средства, для моделирования прочитанного.
Формирование умения находить среди 2-3 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку.
Формирование умения ориентироваться в представленных картинках; находить нужную информацию при рассматривание иллюстраций, книг
проводить несложные наблюдения в окружающей среде.
Соотносить слово, обозначающее предмет с предъявленной картинкой; выделять элементарные признаки изучаемых предметов под
руководством учителя.
Узнавать, различать, выделять изученные предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных, рассматривать
иллюстрации.
Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в иллюстрациях.
Узнавать, показывать, имитировать, называть действия животных, людей на картинках.
Строить высказывания сопряженно с учителем.
Коммуникативные учебные действия
Формирование умения использовать слова, специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли.
Понимать жестовую, словесную инструкцию учителя.
Выполнять
по
образцу
педагога
отдельные
операции.
Отвечать на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.
Регулятивные учебные действия
Иметь представления о правилах поведения на уроке, на перемене.
Осуществлять контроль определенного действия под руководством учителя.
Формирование умения выражать удовольствия – неудовольствия от выполненных действий на уроке.
Выполнять последовательно две отдельные операции по образцу педагога.
Переключать взгляд с одного предмета на другой.
Выполнять посильное задание от начала до конца.

Предметный результат
Использовать пиктограммы и показывать части тела на себе.
Использовать доступную мимику для передачи сообщений.
Соотносить пиктограммы с фотографиями, картинками.
Различать на картинках: девочка и мальчик.
Узнавать, различать детей и взрослых .
Называть свое имя, определять свой пол при помощи вербальных и невербальных способов общения.
Узнавать, различать, показывать, называть предметы демисезонной, зимней, летней одежды.
Различать одежду и обувь.
Составлять последовательность действий по пиктограммам, сопряжённо с педагогом проговаривать выполняемые действия.
Соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании рук, лица в практических действиях.
Сообщать о желании пить, есть.
Иметь понятие о продуктах питания, режиме питания, приёму пищи.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. «Представления о себе» 17 часов
Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знаний в названии частей тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), умения
использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Знакомство с названиями частей тела: туловище (спина, живот), руки (ладонь, пальцы).
Узнавание, различение частей тела. Назначение частей тела, частей лица. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы. Игровые
упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его
действиям. Игры с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки. Упражнения в обучении выражать эмоции – радость,
грусть. Введение в речь детей названий эмоциональных состояний: смеется, радуется, грустит, плачет. Использование доступной мимики для
передачи сообщений. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». Различение на картинках: девочки и мальчика. Называние своего
имени, определение своего пола при помощи вербальных и невербальных способов общения. Сообщение взрослому сведений о себе.
Раздел 2. «Обращение с одеждой и обувью» 27 часа
Привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: показывать и называть одежду (на себе, на картинке, разложенную на стуле).
Узнавание, различение предметов демисезонной, зимней, летней одежды: куртка, шапка, шарф, варежки, рубашка, футболка, платье, брюки,
шорты, носки, колготки. Узнавание, различение предметов обуви: сапоги, ботинки, туфли. Узнавание, различение головных уборов шапка, кепка.
Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимися простых сюжетов: «На прогулку». Игры и игровые
упражнения по темам: «Моя одежда и обувь осенью, зимой, весной, летом». Составление последовательности действий по пиктограммам,
сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Упражнения на расстегивание, застегивание липучки, молнии совместно с педагогом.
Формирование умения смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, на картинке, разложенную
на стуле). Узнавание, различение предметов демисезонной, зимней, летней одежды: куртка, шапка, шарф, варежки, рубашка, футболка, платье,

брюки, шорты, носки, колготки. Узнавание, различение предметов обуви: сапоги, ботинки, туфли. Узнавание, различение головных уборов шапка,
кепка. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимися простых сюжетов: «На прогулку». Игры и игровые
упражнения по темам: «Моя одежда и обувь осенью, зимой, весной, летом». Игры и упражнения на распознавание одежды, обуви, головных уборов.
С помощью педагога выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Составление последовательности действий по
пиктограммам, сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Расстегивание, застегивание липучки, молнии совместно с педагогом.
Раздел 3. «Гигиена тела» 9 часов
Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены. Обучающие игры с реальными предметами.
Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов. Игры-драматизации по содержанию стихов с использованием реальных предметов личной
гигиены и предметов-заместителей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук, лица в практических действиях.
Упражнения в открывании и закрывании кранов. «Проговаривание» последовательности действий по пиктограммам. Обучение детей
сопряженному проговариванию собственных действий. Различение вентилей с горячей и холодной водой при помощи кнопок красного и синего
цвета. Регулирование напора струи воды с помощью педагога. Вытирание рук полотенцем. Выбор предметов гигиены при чистке зубов.
Имитационные упражнения при чистке зубов.
Раздел4. «Прием пищи»11 часов
Закрепление раннее изученных пиктограмм, ввод новых слов на темы: «Посуда», «Продукты питания». Узнавание продуктов питания, посуды
по их названию или показу на пиктограммах. Сообщение о желании пить, есть. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе
с обучающимся простых сюжетов: кукла, любимый персонаж обедает. Составление последовательности действий по пиктограммам. Мытьё рук
перед приемом пищи. Режим питания (обед). Питье через соломинку. Обучение процессу питья из кружки. Еда руками. Еда ложкой. Обучение
детей соблюдению элементарных правил поведения за столом, привитие санитарно- гигиенических навыков во время еды.
Раздел 5. «Семья» 4 часов
Повторение пиктограммам «мама», «папа», «ребенок», знакомство с пиктограммами «бабушка», «дедушка». Совместное рассматривание
фотографий окружения ребёнка, называние и показ. Соотнесение пиктограмм с фотографиями, картинками. Узнавание, различение детей и
взрослых. Беседы о семье обучающегося (мама, папа, бабушка, дедушка). Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь,
доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Чтение учителем литературных произведений о семье, о детях в семье. Расширение круга
игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость, побуждение детей
вступать в общение друг с другом (парное).
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

1

Представления о себе

Количество
часов
17

2
3
4
5

Обращение с одеждой
Гигиена тела
Прием пищи
Семья
Итого

27
9
11
4
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».