Ростовская область Сальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
Приложение к АООП
основного общего образования
РАССМОТРЕНО
ШМО
гуманитарного
цикла от 29.08.2023 № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
от 29.08.2023 №194
УТВЕРЖДАЮ:
директор
МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
приказ от 29.08.2023 №194
С.В. Макаренко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература:6 КЛАСС (Вариант 1)
(для обучающегося, имеющего лёгкую умственную отсталость)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 136 часов
УЧИТЕЛЬ: Макаренко Светлана Валерьевна,
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
с. Березовка
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе создана на основе:
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта (далее - Стандарт) для обучающегося с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения АООП, а также приказом от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»,
плана-графика
мероприятий
Минпросвещения
России по введению ФООП, примерного плана-графика мероприятий введения ФООП субъекта Российской Федерации,
критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению ФООП.
Обучающийся с лёгкой умственной отсталостью должен освоить Федеральный компонент образовательного
стандарта по его низшей границе, поэтому, основываясь на знаниях развития психических процессов у учащегося, есть
необходимость разработки учебной программы.
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г N 273-ФЗ и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Место учебного предмета (литература) определено учебным планом учреждения, относится к образовательным
областям обязательной части. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ И.М. Бгажнокова, Е.С.
Погостина/ 19 издание, Москва «Просвещение» 2022
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Задачи образовательного курса:
Формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность
чтения.
Развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
Развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица
различных героев произведения
Нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы
(их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Цель - создание условий для овладения учащимися элементарными знаниями по чтению, развитие речи учащихся через
совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе
вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимся .
В 6 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю); 34 учебные недели. Возможно уменьшение количества часов, в
зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные
дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом планировании,
которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
Курс данного предмета в 6 классе включает в себя изучение разделов «Моя Родина», «Золотая осень», «Великая радость
– работа», « Из истории великого народа», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Здравствуй, гостья – Зима!», «Весна
красна», «Рассказы о животных», «Рассказы, сказки, стихи для детей». Календарно-тематическое планирование
определяет содержание предмета, последовательность его прохождения (изучения), дозировку времени на каждый
раздел. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Обучение носит практическую направленность и обеспечивает
преемственность учебных предметов по всем годам обучения, призвано научить учащихся, согласно, их уровня
развития, бегло, выразительно и осознанно читать доступный их пониманию текст. Уметь находить главную мысль
произведений, анализировать прочитанное, получать и пользоваться печатной и письменной информацией. Учебный
материал подобран как с учетом особенностей познавательной деятельности данного класса, так и психофизических
особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями. На первый план выдвигаются задачи развития речи
учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности, учитывая особенности
познавательной деятельности обучающихся. Главная задача уроков чтения – совершенствование техники чтения,
соблюдение логических пауз, последовательное формирование умения самостоятельно разбираться в содержании
прочитанного. Доступность понимания прочитанного достигается за счёт специального отбора произведений по жанрам.
Содержание учебного предмета в 6 классе «Литература»
Изучение сказок, рассказов, статей, стихотворений и доступных по содержанию и языку отрывков из художественных
произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе
и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
«Моя Родина» - 3ч.
«Золотая осень» - 16ч.
«Великая радость – работа» - 13 ч.
«Из истории великого народа» - 6 ч.
«Что такое хорошо, что такое плохо» - 7ч.
«Здравствуй, гостья – Зима!» - 37 ч.
«Весна красна» - 14 ч.
«Рассказы о животных» - 21 ч.
«Рассказы, сказки, стихи для детей» - 18 ч.
Внеклассное чтение: систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение
дневника внеклассного чтения по данной учителем форме. Внеклассное чтение проводится 1 раз в месяц.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания
прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на выбор) 6 класс
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
П.П.Бажов «Живой огонёк», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника»,
«Уральские были».
А.Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
В.В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертёнок».
А.М.Волков «Огненный бог марранов», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка».
А.П.Гайдар «Тимур и его команда».
Л.А. Кассиль «Всё вернётся», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
С.Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
А.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приёмыш»
Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Ю.К. Олеша «Три толстяка».
К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Прощание с летом».
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
М.М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Г.А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета в 6 классе «Литература».
Личностные:
смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;
самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством
эмоциональнодейственной идентификации;
основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей
страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
нравственноэтическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий
персонажей.
Предметные:
Минимальный уровень: Обучающиеся научатся:
- читать осознанно, правильно вслух;
- читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Достаточный уровень:
- читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя»;
- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
- формулировать вопросы к тексту;
- делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях —
самостоятельно;
- составлять простой план под руководством учителя;
- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
- производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;
- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Коммуникативные:
овладение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных средств коммуникации
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности.
Тематическое планирование
Четверть №п/п
1
четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема
Моя Родина
Введение в литературу
По В. Пескову «Отечество»
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя Родина»
Золотая осень
В.Бианки «Сентябрь
И.Бунин "Лес, точно терем расписной…"
Ю.Качаев «Грабитель»
Б.Житков «Белый домик». 1 часть
Б.Житков «Белый домик». 2 часть
А.Белорусец «Звонкие ключи».1 часть
А.Белорусец «Звонкие ключи».2 часть
А.Белорусец «Звонкие ключи».3 часть
К. Паустовский «Заячьи лапы».1 часть
К. Паустовский «Заячьи лапы».2 часть
К. Паустовский «Заячьи лапы».3 часть
И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»
Е.Носов «Хитрюга». 1 часть
Е.Носов «Хитрюга». 2 часть
Внеклассное чтение: рассказы об осени
В.Бианки «Октябрь»
Великая радость - работа
С. Михалков «Будь человеком»
Б.Заходер «Петя мечтает»
По Д. Биссету «Слон и Муравей»
Часы
4
16
10
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
2
четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
По Д. Биссету «Кузнечик Денди»
Д.Родари «Как один мальчик играл с палкой»
Д.Родари «Пуговкин домик».1 часть
Д.Родари «Пуговкин домик».2 часть
Былина. Илья Муромец и Соловей- разбойник
Ф.Глинка «Москва»
В.Бианки «Ноябрь»
Из истории великого народа
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Гришенька»
Повторение изученного из произведений русской литературы
Из истории великого народа
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин. Серебряный
лебедь»
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин. Серебряный
лебедь»
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин. Боевое крещение»
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин. День рождения
Наполеона»
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин. В дни спокойные»
Что такое хорошо, что такое плохо
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» 1 часть
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» 2 часть
Внеклассное чтение: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Е.Пермяк «Тайна цены» 1 часть
Е.Пермяк «Тайна цены» 2 часть
Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!»
Обобщающий урок по изученным темам
4
5
7
20
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
3
четверть
1
2
3
4
5
Здравствуй, гостья – Зима!
В.Бианки «Декабрь»
Е.Благинина. Новогодние загадки.
А.Никитин «Встреча зимы»
А.Дорохов «Тёплый снег»
А.С.Пушкин " Вот север, тучи нагоняя…"
Д.Хармс «Пушкин»
Х.К.Андерсен «Ель». 1 часть
Х.К.Андерсен «Ель». 2 часть
Х.К.Андерсен «Ель». 3 часть
Внеклассное чтение: М. Пришвин «Птицы под снегом»
А.П.Чехов «Ванька» 1 часть
А.П.Чехов «Ванька» 2 часть
И. Никитин "Весело сияет месяц над селом…"
М. Зощенко «Леля и Минька»
И. Никитин "Весело сияет месяц над селом…"
М. Зощенко «Леля и Минька».
И.Суриков «Белый снег пушистый»
Ю. Рытхэу «Пурга». 1 часть
Ю. Рытхэу «Пурга». 2 часть
Повторение изученного из произведений русской литературы
Здравствуй, гостья Зима!
В. Бианки «Январь»
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость»
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»1 часть
С.Маршак «Двенадцать месяцев» 2 часть
16
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
С.Маршак «Двенадцать месяцев» 3 часть
В.Бианки «Февраль»
Внеклассное чтение: стихи и рассказы о зиме
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 1 часть
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 2 часть
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 3 часть
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 4-5 часть
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 6 часть
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 7 часть
Х.К.Андерсен «Снежная королева». 8 часть
Сочинение по изученному произведению Х.К.Андерсена «Снежная
королева»
Весна - красна
С. Смирнов «Первые приметы»
С. Смирнов «Первые приметы»
В. Бианки «Март»
В.Песков «Весна идёт»
М.Пришвин «Жаркий час»
Внеклассное чтение: М. Пришвин «Лесной доктор»
Г.Скребицкий «Весенняя песня». 1 часть
Г.Скребицкий «Весенняя песня». 2 часть
В. Жуковский «Жаворонок»
А.Толстой «Детство Никиты»
А.Твардовский " Как после мартовских метелей…"
А.Плещеев " И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…"
К.Паустовский «Стальное колечко». 1 часть
К.Паустовский «Стальное колечко». 2 часть
К.Паустовский «Стальное колечко». 3 часть
Рассказы о животных
В.Астафьев «Злодейка»
15
12
34
35
36
37
38-44
4
четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Е. Баронина «Рассказы про зверей» 1 часть
Е. Баронина «Рассказы про зверей» 2 часть
В. Драгунский «Кот в сапогах» 1 часть
В. Драгунский «Кот в сапогах»2 часть
Повторение изученного из произведений русской литературы
Рассказы о животных
Внеклассное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»
Внеклассное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»
В.Бианки «Апрель»
Д. Хармс «Заяц и Ёж» 1 часть
Д. Хармс «Заяц и Ёж» 2 часть
И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 2 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 3 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 4 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 5 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 6 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 7 часть
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 8 часть
Внеклассное чтение: рассказы о животных
Рассказы, сказки, стихи для детей
В.Набоков "Дождь пролетел и сгорел на лету…"
В.Бианки «Май»
М.Дудин «Наши песни спеты на войне»
М.Медведев «Звездолёт "Брунька"» 1 часть
К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 часть
К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 часть
К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 3 часть
15
17
23
24
25
26
27
28
29
30-32
К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 часть
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1 часть
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 2 часть
В.Астафьев «Зорькина песня» 1 часть
В.Астафьев «Зорькина песня» 2 часть
Н.Рыленков "Нынче ветер, как мальчишка, весел…"
Внеклассное чтение: стихи и рассказы о лете
Повторение пройденного в 6 классе. Проверка техники чтения
Всего уроков за IV четверть: 32
Всего уроков за год: 136