ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Образовательная область
«Язык и речевая практика»
5-9 классы
1
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативноречевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В
связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и
как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения
делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при
обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических
категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе
формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько
запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять
изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой
практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Слово. Текст»,
«Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других
грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества
проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме
используются и на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного
времени.
3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика»
учебного плана МБОУ СОШ № 51 с.Березовка
На изучение предмета «Русский язык» отводится:
в 5 классе 136 часа, 34 учебные недели,
в 6 классе 136 часа, 34 учебные недели,
в 7 классе 136 часа, 34 учебные недели,
2
в 8 классе 136 часа, 34 учебные недели,
в 9 классе 102 часа 34 учебные недели.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка
в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют
основу этих результатов.
Личностные результаты:
1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.
2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций
других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства
уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему
краю, к своей малой родине, месту проживания.
3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.
4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я
могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что
нельзя); владение навыками самообслуживания.
5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность
следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой
класс, школу, переезд и т.д.).
6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным
статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение
всех требований, предъявляемых к ученикам).
8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять
интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду;
способность ценить красоту природы, труда и творчества.
9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление
добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие
навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в
обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе
трудовой деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
3
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному
плану или на вариант D общеобразовательной программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста
на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия
его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного
текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех
компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного
характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным
словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного,
прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под
руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях
(не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
4
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных
схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с
помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых
языковых средств (55-60 слов).
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости –
глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова:
образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,
наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание
мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен
существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен
существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных
по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени
прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени
прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься.
Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма
5
глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение
местоимений. Правописание личных местоимений.
Числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с
помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора
существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки
препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И.
А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений.
Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с
деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и
художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением
сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и
деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность,
расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
6