МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Управление образования Сальского района
МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО естественнонаучного цикла
Зам. директора по УВР
Директор
________________________ ________________________
Жданова Н.И.
Макаренко С.В.
Приказ
№177
от
Приказ
№177
от
Швыдкая С.В.
«28» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Протокол №1 от
________________________
«26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение. Базовый уровень»
для обучающихся 7–8 классов
с. Березовка 2024
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой
деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
3
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и
пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
На изучение черчения (базовый уровень) на уровне основного общего образования
отводится 34 часов: в 8 классе – 34 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1.
Введение.
Техника
выполнения
чертежей
и
правила их
оформления. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об
истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные
приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы Формат, рамка, основная надпись.
Сведения о нанесении размеров на чертежах
(выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины,
расположение размерных чисел).
Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
Раздел 2. Способы проецирования
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах.
Получение
аксонометрических
проекций.
Построение
аксонометрических
проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее
построения.
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и
аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.
4
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер,
образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение
чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей
деталей.
Выполнение эскизов деталей.
Повторение сведений о способах проецирования.
Раздел 4. Сечения и разрезы.
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение
сечений предметов.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и
сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения
части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах.
Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и
достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и
упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение
графических задач, в том числе творческих.
Раздел 5. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые,
шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения
и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).
Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых
соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация
знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных
учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок
чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных
чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Раздел 6. Чтение строительных чертежей.
Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурно-строительных
чертежах,
их
назначении.
Разтличия
между
строительными
чертежами
и
машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных
чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.
Тематическое планирование
Тема
Техника выполнения
5
Модуль
воспитательной
программы
Школьный урок
День Знаний.
Количество
часов
4
чертежей и правила их
оформления
Способы проецирования
Чтение и выполнение
чертежей деталей.
Сечения и разрезы
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
ИТОГО:
6
Международный день
Распространения
грамотности.
День Российской
науки Уроки здоровья
и пропаганды ЗОЖ
День детских
изобретений.
Урокизобретательство
Всероссийский урок
«Экология и
энергосбережение» в
рамках
Всероссийского
фестиваля
энергосбережения –
ВместеЯрче.
Всероссийский урок
«Экология и
энергосбережение» в
рамках
Всероссийского
фестиваля
энергосбережения –
ВместеЯрче.
Урок открытых
мыслей. Урок
фантазирования. День
космонавтики. Урок
исследование
«Космос — это мы»
Урок проект:
«Вклад черчения в
победу»
4
7
7
7
5
34
7 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
7
Тема
Кол-во часов
Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Введение.
1
Понятие о стандартах. Форматы.
1
Линии.
1
Пр № 1 Линии чертежа
1
Чертежный шрифт.
1
Как наносят размеры.
1
Масштабы.
1
Пр № 2 Чертеж «плоской детали»
1
Способы проецирования Чертежи в системе прямоугольных проекций.
1
Проецирование.
1
Проецирование на одну плоскость проекции и на несколько плоскостей поверхности
1
Расположение видов на чертеже.
1
Местные виды.
1
Пр №3 Моделирование по чертежу.
1
Получение аксонометрических проекций.
1
Построение аксонометрических проекций
1
Технический рисунок.
1
Чтение и выполнение чертежей Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел
1
. Пр №4.1 Построение аксонометрической проекции
1
Проекции вершин, ребер и граней предмета
1
Порядок построения изображений на чертежах
1
Пр № 5 Построение третьего вида по двум данным
1
Нанесение размеров с учетом формы
1
Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей
1
Пр №6 Чертеж детали
1
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел
1
Порядок чтения чертежей
1
Пр № 7.1 Чтение чертежей
1
Выполнение эскизов детали
1
Пр №8 Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы.
1
Пр №9 Эскиз и технический рисунок детали
1
Пр № 10 Выполнение эскизов детали с включением
1
Пр №11Контрольная работа. Выполнение чертежа предмета
1
Дата проведения
05.09.2024
12.09.2024
19.09.2024
26.09.2024
03.10.2024
10.10.2024
17.10.2024
24.10.2024
07.11.2024
14.11.2024
21.11.2024
28.11.2024
05.12.2024
12.12.2024
19.12.2024
26.12.2024
09.01.2025
16.01.2025
23.01.2025
30.01.2025
06.02.2025
13.02.2025
20.02.2025
27.02.2025
06.03.2025
13.03.2025
20.03.2025
03.04.2025
10.04.2025
17.04.2025
24.04.2025
15.05.2025
22.05.2025
34.
Повторение. Построение проекций детали
1
8 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
8
Тема
Сечения и разрезы Общие сведения о сечениях и разрезах
Правила выполнения сечений.
Графическая работа № 12 Эскизы деталей с выполнением сечений.
Правила выполнения разрезов.
Соединение вида и разреза.
Соединение вида и разреза.
Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Графическая работа № 13 Эскизы детали с выполнением необходимого разреза.
Графическая работа № 14 Чертеж детали с применением разреза.
Графическая работа № 14 Чертеж детали с применением разреза.
Выбор количества изображений и главного изображения.
Условности и упрощения в чертежах.
Графическая работа № 15 Чтение чертежей.
Графическая работа № 16 Эскиз с натуры.
Сборочные чертежи Общие сведения о соединениях деталей.
Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
Графическая работа №17 Чертежи резьбового соединения.
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Сборочный чертеж
Понятие о деталировании
Практическая работа №18 Чтение сборочных чертежей.
Графическая работа № 19 Деталирование
Графическая работа № 20 Решение творческих задач с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей Основные особенности строительных чертежей
Условные обозначения на строительных чертежах.
Порядок чтения строительных чертежей.
Практическая работа №21 Чтение строительных чертежей
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
05.09.2024
12.09.2024
19.09.2024
26.09.2024
03.10.2024
10.10.2024
17.10.2024
24.10.2024
07.11.2024
14.11.2024
21.11.2024
28.11.2024
05.12.2024
12.12.2024
19.12.2024
26.12.2024
09.01.2025
16.01.2025
23.01.2025
30.01.2025
06.02.2025
13.02.2025
20.02.2025
27.02.2025
06.03.2025
13.03.2025
20.03.2025
03.04.2025
10.04.2025
17.04.2025
31.
32.
33.
9
Контрольная работа: Графическая работа №22 Выполнение чертежа детали по чертежу
сборочной единицы.
Контрольная работа: Графическая работа №22 Выполнение чертежа детали по чертежу
сборочной единицы.
Повторение. Деталирование
1
1
1
24.04.2025
15.05.2025
22.05.2025