Решаем вместе
Есть вопрос?

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Муниципальное образование "Сальский район"

МБОУ СОШ № 51 с. Березовка

РАССМОТРЕНО:
Заседании ШМО
Протокол №1 от 26.08.2024г

СОГЛАСОВАНО:
Замдиректора по УВР

УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ №51

ЖдановаН.И.

Приказ№177 от 28. 08. 2024 г.

с.Березовка,
Макаренко С.В.
Приказ №177 от 28. 08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ID 1143542)

учебный предмет «Обществознание»
(базовый уровень)
для учащихся 10-11 классов

с.Березовка 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по знанию общества на уровне среднего общего образования
(базовый уровень), составленная на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.),
а также с учетом федеральной программы воспитания. Рабочая программа по обществу
на уровне среднего общего образования реализует принципиальную принципиальность
примерных рабочих образовательных программ базового общего и среднего общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в системе функционирования
образовательных функций развития в современном обществе и обеспечивает условия для
формирования российской гражданской идентичности, принципов многонационального
самосознания российского народа, методологии обучающихся к развитию и
непрерывному образованию, труду и творческому современному самовыражению,
взаимодействию с другими людьми. на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
Целями общественного образования в средней школе являются:












воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на
идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных сферах жизни,
поддержки демократии ценности и культуры России, свободы и свободы человека и
гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных
позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры,
мотивации к предстоящему самоопределению в различных сферах жизни: семейной,
трудовой, профессиональной;
развитие способностей обучающихся к личностному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
развитие интереса учащихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
развитие систем знаний о обществе и человеке, обеспечивающих целостность структуры
общества, соответствующих современным стандартам научных научных знаний, и
позволяет реализовывать требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам разработки образовательной программы, представленной в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования;
владение навыками получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать
экономическую информацию из различных источников, преобразовывать ее и
использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских
задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая
знание социальных норм) и умений в различных сферах общественной жизни: в
гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в классах
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и

вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно- бытовой сферы, а также для
анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и
нормальных поступков.
С учетом преемственности с уровнем базового общего образования учебный
предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной
жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальное
положение человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина
Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве
социальной сферы и институтов и роли России в динамично меняющемся
мире; различные аспекты межличностного взаимодействия и взаимодействия других
видов, а также взаимодействие людей и групп с традиционными институтами государства
и социального общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в
соответствии с указанными ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на
уровне среднего общего образования:










определение содержания научной дисциплины и практической инновационности,
включаемых в нее, и педагогических положений физических лиц с учетом познавательных
возможностей учащихся старше подросткового возраста;
представление в содержании теоретических предметов основной сферы жизни общества,
типичных видов деятельности в информационном обществе, условия экономического
развития на современном этапе, основные финансовые тенденции, перспективы и
прогнозы общественного развития, пути решения актуальных социальных проблем;
обеспечение развития ключевых навыков форм, деятельностным компонентом социальногуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений, работа с
информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности и при выборе профессии;
включая содержание предмета полноценного материала о современном российском
обществе, об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующего
креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
среднего общего образования от предшествующего уровня состоит в:







изучении нового теоретического содержания;
рассмотрения рядов ранее изученных социальных тенденций и процессов в более простых
и устойчивых связях и отношениях;
освоении обучения применяются базовые методы экономического познания;
большая опора на самостоятельную деятельность и выраженные познавательные интересы
обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
расширения и совершенствования познавательных, исследовательских, проектных
умений, которые осваивают обучающихся, и возможностей их применения при
выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного времени на два года обучения
составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
10 КЛАСС
Человек в обществе
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
обществами. Общественные работники и социальные институты. Признаки и функции
социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество
и его особенности. Роль проявления общения в современном обществе. Многообразие
путей
и
общественного
развития. Эволюция,
социальная
революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер
прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Наблюдение
за социокультурными факторами на фоне личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность
и
ее
структура. Мотивация
деятельности. Потребности
и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности
человека. Познавательная деятельность.
Познание мира. Чувственное и разумное познание. Мышление, его формы и
методы. Знание как результатов познавательной деятельности, его видов. Понятие
истины, ее критериев. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические,
точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного
познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угрозы и вызовов XXI в.
Духовная культура
Духовная
деятельность
человека. Духовные
ценности
российского
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
элитарная
культура. Молодежная
субкультура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культуры. Вклад
российской культуры в расходы современного общества.
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории
морали. Гражданственность. Патриотизм.

Наука. Функции
науки. Возрастное
движение
науки
в
современном
обществе. Управление научно-технологического развития и научных достижений
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Система российского образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования
в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные
ресурсы.
Религия, ее роль в жизни общества и человека. Мировые и религиозные
религии. Сохранение
значения
межконфессионального
мира
в
Российской
Федерации. Свобода совести.
Искусство, его основная функция. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства.
Особенности
искусства.

профессиональной

деятельности

в

сфере

науки,

образования,

Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривые
производственные возможности. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижений. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономичного режима. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование
рынков. Рыночный
спрос. Закон
звезды. Эластичность
света. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки
труда,
капитала,
земли,
информации. Государственное
регулирование
рынков. Конкуренция
и
монополия. Государственная
политика
защиты
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок
труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и
виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
присутствия. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы влияют на развитие
общества. Особенности профессиональной деятельности в экономическом и финансовом
сущности.
Предприятие
в
экономике. Цели
предприятия. Факторы
производства. Альтернативная стоимость, способы и источник финансирования
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства
в
Российской
Федерации. Государственная
политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый
рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская
система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые
финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные
агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.

Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние
эффекты. Государственный
бюджет. Дефицит
и
профицит
государственного
бюджета. Принцип
сбалансированности
государственного
бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции
налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и
выплаты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской
Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и последствия от участия в международной
торговле. Государственное
регулирование
внешней
торговли
11 КЛАСС
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их разновидности. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное
цвето. Социальная
структура
российского
общества. Государственная поддержка незащищенных слоев общества в Российской
Федерации.
Положение человека в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и проявления в современном российском обществе.
Семья и брак. Функции и виды семьи. Семья как уважаемый социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки
семьи в Российской Федерации. Помощь государству многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
отклонений. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных точек зрения, их причины. Возможности
разрешения социальных проблем. Особенности профессиональной деятельности
социолога, психолога.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты – политика в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт
политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма
государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим. Типология формирования государства.

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти
в
Российской
Федерации. Государственное
управление
в
Российской
Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность
коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия
коррупции. Министерство
национальной
безопасности
Российской
Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму.
Политическая
культура
общества
и
личности. Политическое
поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан
в политике. Политические стороны как субъекты политики, их функции, виды. Типы
партийных систем.
Избирательная
система. Типы
избирательных
систем:
мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль
распространения
средств
информации
в
политической
общества. Интернет в современных политических коммуникациях.

жизни

Правовое регулирование международных отношений в Российской Федерации
Право в системе социальных норм. Источники прав. Нормативные правовые акты,
их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система
российских прав. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового воздействия
несовершеннолетних. Правонарушение
и
юридическая
ответственность. Функции
вспомогательных органов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской
Федерации. Конституционные
обязанности
гражданина
Российской
Федерации. Международная защита человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданское
право. Гражданские
правоотношения. Субъекты
графического
права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения
и
расторжения
трудового
договора. Права
и
обязанности
работников
и
работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита
трудовых
прав
работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Отношения
участников, регулируемые обязательства по налогам и сборам. Права и обязанности

налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в организации
образовательного среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
прав на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Разработка проектов и
видов углеводородов. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном
праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их просмотра. Основные принципы графического
процесса. Участники музыкального процесса.
Административный процесс. Судебное производство по делам об урегулировании
правонарушений.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учащимися позволяют программе среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать
готовность и способность обучающихся руководиться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих устойчивых ценностных позиций российского общества,
обеспечения жизненного опыта и опыта деятельности в В ходе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:






сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей и культурных ценностей, признаний;
поддержка идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, делегации по инициативе,
религиозным, расовым, национальным принцем;
готовность вести совместную деятельность в научных обществах, участвовать в
самоуправлении школ и детско-юношеских организаций;










умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с их функциями и
назначениями;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка своего
народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, истории и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижения России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность
за свою судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:







осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность морального сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение будущего;
ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:






эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в инновационности личности и общества национального и европейского
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
обеспечение качества творческой личности.
Физического воспитания:




сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, потребность в дальнейшем совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и форм причин вреда здоровью и психическому
здоровью.
Трудового воспитания:







готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение осознанно
выбирать
будущую
профессию
и
реализовывать
собственные жизненные
планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, учет
общественного мнения при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на всю жизнь.

Экологическое воспитание:







сформированность культуры, понимание социально-экономических процессов в
состоянии природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и прогнозирование действий в окружающей среде на основе знаний целей
развития человечества;
активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимательской деятельности, предотвращать их;
расширение опыта деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:








сформированность мировоззрения, соответствующая современному подходу развития
науки, включая социальные науки и общественную практику, основанная на диалоге
культуры, способствующая осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая
понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценностей научной деятельности, готовность изучать проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на всю жизнь, интерес к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающиеся получают
программу среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:










самосознание, включающее способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном общении и при помощи простых сигналов;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умения принимать ответственность за
свое поведение, способности адаптироваться к эмоциональным изменениям и гибкости,
быть открытым новым;
внутренняя мотивация, включающая подход к достижению целей и успеха, оптимизм,
инициативность, умение действовать, выход из своих возможностей;
готовность и способность владеть новыми конкретными практиками, осваивать типичные
социальные ролики;
эмпатии, включающая способность понимать эмоциональное состояние других, обращать
внимание на его способность к общению, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальные навыки, включающие возможность корректировать отношения с другими
людьми, контролировать, регулировать интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по
предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:








самостоятельно сформулировать и актуализировать экономическую проблему,
рассмотреть ее всесторонне;
сохранение существующего признака или основания для сравнения, классификации и
обобщения социальных объектов, направлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их
достижений;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и
процессах;
носить коррективы в деятельности (с учетом разных видов деятельности), оценивать
соответствие последствий деятельности, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных задач, в том числе учебнопознавательных.
Базовые исследовательские действия:
















развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем;
обеспечить возможность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов аналитического познания;
изучение деятельности по получению новых знаний, их преобразованию, преобразованию
и применению в различных научных учреждениях, в том числе при создании научных и
социальных проектов;
формировать тип научного мышления, применять научную терминологию, основные
понятия и методы социальной науки;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных объектах;
выявлять причинно-следственные социальные связи и процессы и актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу решения ее, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, оценивать их
достоверность, прогнозировать изменения в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценить интеллектуальный опыт;
уметь переносить знания об объектах, явлениях и процессах в познавательной и
практической области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных регионов субъектов;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допуская альтернативные решения.
Работа с информацией:





владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов,
самостоятельно изучать поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом распределения информации и
изолированности, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;







оценить достоверность, легитимность информации различных форм и представлений (в
том числе полученных из интернет-источников), ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
обладать навыками обнаружения и защиты информации, информационной безопасности
личности.
2. Владение универсальными коммуникативными действиями
Общение:






интересоваться общением во всех существах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
Подробно и логично изложить свой вопрос с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:









понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать темы и методы действий участников с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
проводить совместную деятельность, организовывать и координировать действия в
рамках нее: составлять план действий, определять действия с учетом всех целей
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценить качество своего вклада и вклада каждой команды в общие результаты по
разработанным критериям;
предлагать новые научно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиций новизны, оригинальности, практической инновации;
Изучайте позитивное стратегическое поведение в различных устройствах, включая
креативность и воображение, чтобы быть инициативным.
3. Владение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:










самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
установках;
самостоятельно составить план решения проблем с учетом имеющихся ресурсов,
естественных возможностей и предпочтений;
дать оценку новым ситуациям, возникшим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
уточнение рамок настоящего предмета на основе личного цвета;
делать осознанный выбор, стратегии поведения, решения при наличии альтернативы,
аргументировать сделанный выбор, брать на себя ответственность за общепринятое
решение;
оценить интеллектуальный опыт;



Обеспечение формирования и обеспечения благоприятной эрудиции в разных областях
знаний, постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.
Самоконтроль:







давать оценку новой ситуации, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов действиям лиц;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания происходящих действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки, выбора ситуаций верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимают мотивы и приводят другие аргументы при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:






принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1) Владеть принципами общества как целостности развивающейся системы в
единстве и привлечь основные сферы и социальные институты; потребительское
потребление и общественные отношения; Социальный динамик и ее формы; особенности
процесса цифровизации и массовых коммуникаций во всех сферах жизни
общества; выявить проблемы и вызовы современности; в перспективах развития
современного общества, тенденциях развития Российской Федерации; человек как
субъект общественных отношений и сознательной деятельности; особенности
социализации личности и ее развития в современных условиях; деятельность и ее
разрушение; в целях, самосознании и социальном поведении; познания мира; истина и ее
критерии; формы и методы мышления; особенности профессиональной деятельности в
области науки;
об исторических и этнических многообразиях культуры, связи духовной и
материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и
культуры;
об экономике, науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства,
конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной
экономике; участие государственного бюджета в реализации функций органов
государственной власти, механизмов принятия бюджетных решений; особенности
профессиональной деятельности в экономических и финансовых явлениях.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности легкой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семье, созидательному труду,
нормам морали и нравственности, праву и свободе человека, гуманизму,

консервативности, справедливости, коллективизму, историческим единства народов
России, преемственности. истории нашей Родины, осознания ценностей культуры России
и традиций народов России, независимости и признания государства на примерах
разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
3) Владеть навыками определения смысла, выявить признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и рассмотрении социальных перспектив, в
том числе достижений российской науки и искусства, основанных на научнотехнологическом развитии Российской Федерации, при использовании естественных
суждений и построений устных и письменных высказываний, Включая понятия: общество
и его типы, социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные
интересы, глобализация, личность, социализация, истина, мышление, духовная культура,
духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности
и идеалы; образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая
система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов,
общественное
благо,
валовой
внутренний
продукт, факторы
долгосрочного
экономического роста; механизмы государственного регулирования экономики,
международного международного труда;
определение различных смыслов многозначных понятий, в том числе: общество,
личность, свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных методов
использования в социальных науках понятий и терминов, отражающих явления и процессы
социальной обработки, в том числе: виды и формы деятельности; формы познания,
культуры; виды знаний, науки, религии; виды и уровни образования в Российской
Федерации; виды налоговых систем, издержек производства, безработицы, финансовых
услуг; типы и виды рыночных структур; факторы производства; источник финансирования
предприятий .
4) Владеть методами хранения, выявлять, объяснять и конкретизировать примеры
причинно-следственных, иерархических и других связей подсистем и элементов
общества; материальной и духовной культуры; уровни и методы научного
познания; мышление
и
деятельность; общественного
и
индивидуального
сознания; чувственного и разумного познания; народной, массовой и элитарной
культуры; экономическая деятельность и проблемы развития; макроэкономические
показатели и качество жизни; блестящие идеи и идеи;
охарактеризовать особенности и последствия преобразований в духовной,
экономической жизни российского общества; противоречивого характера общественного
прогресса; глобализация; культурного многообразия современного общества; возрастание
роли науки в современном обществе; влажность, безработицы; функции образования,
науки,
религии
как
социальных
институтов; морально; искусство; функции
государства; Центральный банк Российской Федерации; налоговой системы Российской
Федерации; предпринимательство;
отражение связей социальных объектов и направлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальных тенденций и процессов в
социальных науках, включая универсальные методы науки, а также специальные методы
биологического познания, в том числе социологические опросы, биологические методы,

социальное прогнозирование, методы моделирования и сравнительно-исторические
методы.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», для анализа социальной
информации о путях многообразия и формирования общественного развития, российского
общества, об угрозах и вызовах развития в XXI в. о развитии духовной культуры, о
проблемах и современных тенденциях, направлениях и механизмах экономического
развития, полученных из источников разного типа, включая официальные публикации на
интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, определенные
документы определенного характера, публикации в средствах массовой информации;
изучить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
средах, из-за вероятности информации из неадаптированных источников, провести
целенаправленный поиск материалов для заполнения недостающих звеньев, сделать
обоснованные выводы, представить образцы компонентов в информационных материалах,
предложить факты, выводы, оценочные суждения, соображения при изучении разделов
«Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
полученные знания об обществе, о его духовной культуре и экономической жизни, о
человеке, его познавательной деятельности и творческой активности, отстаивании ее
результатов в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ, социальной и
междисциплинарной направленность; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный
план ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с другими
национальностями и культурами в целях достижения выполнения типичных социальных
ролей, ориентации в текущих общественных событиях, определения политической
политической позиции, осознания принципов здорового образа жизни, продвижения
непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных
технологий в рамках различных задач при изучении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
9) сформулировать силу социальных ценовых принципов и усвоения людьми знаний
в обществе, духовной культуре, экономической жизни общества, собственные мнения и
аргументы по проблемам общественных социокультурных факторов, влияющих на
поведение личности; противоречивых последствий глобализации; принципы свободы и
потребности в деятельности человека; значение культурных ценностей и норм в жизни
общества, в духовном развитии личности; роль государства в экономике; пути достижения
экономического
роста; взаимосвязи
экономической
свободы
и
социальной
ответственности;
конкретизировать концептуальные положения, в том числе о таких обществах; пути
многообразия форм и общественного развития; человек как результат биологической и
социокультурной эволюции; многообразия видов деятельности и ее мотивации; методы
социализации; особенности
научного
познания
в
социально-гуманитарных
науках; духовных
ценностей; субкультура
и
контркультура; диалоговая
культура; категории моральные; возможности самовоспитания; особенности образования
и науки в современном обществе; свободное совести; понимание поддержания
межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразия функций

искусства; достижения современного российского искусства; Меры государственной
поддержки молодежи и среднего предпринимательства в Российской Федерации; выбрать
метод разумного экономического поведения людей,
10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при использовании
финансовых услуг и инструментов, в том числе находить, анализировать и использовать
информацию для принятия ответственных решений для достижения финансовых целей и
управления личными финансами при реализации прав и использования потребителя
финансовых услуг с учетом основных способов. риски и права личной финансовой
безопасности.
11) Оценивать бюджетную информацию по проблемам современного общества,
общественного и индивидуального сознания, взглядов и интересов личности, научного
познания в социально-гуманитарных науках, духовной культуры, экономической жизни
общества, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, определения
степени устойчивости информации; соотносить перенос различных социальных явлений,
содержащихся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) точках зрения социальных норм.
12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения,
выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные методы противодействия
коррупции; определение
стратегии
решения
социальных
и
межличностных
вопросов; оценивать поведение людей и поведение людей с точки зрения экономики,
социальных норм, включая нормы морали и права, экономической разумности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.
11 КЛАСС
1) Владеть правилами социального развития общества, критериями социальной
стратификации; формы и факторы социальной мобильности в современном обществе, о
семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направления
социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о территории и функциях политической системы общества, границ государственной
политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
о правах как социальном регуляторе, системе прав и законодательстве Российской
Федерации, системе прав, свобод и прав человека и гражданина в Российской Федерации,
правах и механизмах защиты прав детей в Российской Федерации; правовое
регулирование судебных, семейных, трудовых, налоговых, образования, урегулирования,
уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве, гражданском,
административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности легкой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семье, созидательному труду,
нормам морали и нравственности, праву и свободе человека, гуманизму,
консервативности, справедливости, коллективизму, историческим единства народов
России, преемственности. истории нашей Родины, осознания ценностей культуры России
и традиций народов России, соблюдения принципа и президента государства на примерах
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
отношений в Российской Федерации».

3) Владеть методами определения смысла, выявить признаки научной
интерпретации и использовать понятийный аппарат при анализе и концептуальном
аспекте при изложении естественных суждений и построении устных и письменных
высказываний, включая понятия: социальная общность, социальные группы и отношения
между ними, социальная стратификация, социальные критерии. , социальный статус,
социальная роль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация,
социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт,
политическая власть, политический институт, политические отношения, политическая
система, государство, национальная безопасность, политическая культура, политическая
элита, политическое лидерство, политический процесс, право, источник прав, система
прав, норма права, сфера права, институт права, правонарушение,юридическая
ответственность, нормативный закон, закон, подзаконный акт, законодательный процесс,
признание статуса, гражданство Российской Федерации, налог;
определение различных смыслов многозначных понятий, в том числе: власть,
социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных методов
использования в социальных науках понятий и терминов, отражающих социальные явления
и процессы, в том числе: социальные общности и группы; виды социальной
мобильности; классифицировать семью; социальные нормы; социальные конфликты; формы
социальных отклонений; виды миграционных процессов в современном мире; формировать
государство; политическая партия; виды политического лидерства, избирательных и
партийных систем, политических идеологий; правовые нормы; отрасли и институты
права; источник
права; нормативные
правовые
акты; виды
правовых
отношений; правонарушения; виды юридической ответственности; права и свободы
человека и гражданина Российской Федерации; конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации; способы защиты прав, соединительные органы; организационноправовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и
обязанности работников и работодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в
Российской Федерации; права и обязанности налогоплательщиков; виды заключения
правонарушений и наказаний; экологические правонарушения; способы защиты прав на
благоприятную окружающую среду; виды веществ; виды наказаний по уголовному праву.
4) Владеть методами, удерживать, выявлять, объяснять причинно-следственные,
цепи, иерархические и другие связи при описании социальной структуры, формы
государства, политической культуры личности и ее политического поведения, системы
прав, нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни
общества; права и мораль; государство и права; действия правовых регуляторов и
развитие общественных процессов;
характеризовать различия и последствия преобразований в социальных,
политических принципах, в правовом регулировании общественных отношений в
Российской Федерации; старения социальной мобильности; сохранение цвета; социальные
аспекты; отклоняющегося (девиантного) поведения; правонарушения и судебная
ответственность за него; абсентеизм; одежда;
охарактеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права; органы
контроля; государства, субъекты и органы государственной власти Российской

Федерации; журналистские партии; средства распространения информации в политической
жизни общества; вспомогательных органов;
отражение связей социальных объектов и направлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представление о методах изучения социальной, политической сферы жизни
общества, включая универсальные методы науки, а также специальные методы
исторического познания, в том числе социологические опросы, биографический,
сравнительно-правовой метод, политическое прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Правовое регулирование отношений в Российской Федерации»,
для анализа социальной информации о обществе и политического развития в Российской
Федерации, направлений государственной политики в Российской Федерации, правового
регулирования. процессы в Российской Федерации, полученные из источников разного
типа, включая публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные
правовые акты, определяющие характер документов, публикации в средствах массовой
информации;
изучить поиск политических и обосновать информацию, представленную в
различных знаковых отношениях, из-за информации из неадаптированных источников,
провести целенаправленный поиск, указать для восполнения недостающих звеньев,
сделать обоснованные выводы, представить компоненты в информационных источниках,
предпочесть факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
полученные знания о мировом обществе, социальных отношениях, политической сфере,
правовом регулировании и законодательстве Российской Федерации, результатах
правительства в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный
план ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) использовать политические и правовые знания для взаимодействия с другими
национальностями и культурами в целях достижения выполнения типичных социальных
ролей, ориентации в актуальных социальных событиях, определения независимой
политической позиции; осознанность роли непрерывного образования; использовать
средства информационно-коммуникационных технологий в рамках различных задач при
изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
международных отношений в Российской Федерации».
9) Сформулировать на основе социальных ценностей и знаний о обществах и
социальных взаимодействиях, политической сфере и законодательстве Российской
Федерации собственные мнения и аргументы по проблемам социальной мобильности, ее
формы и направления в современном российском обществе; миграционные
процессы; направление развития семьи; участие субъектов политики в политическом
процессе; угроза коррупции и необходимость борьбы с ней; уважение прав и свободы
человека, обязанность и справедливость ответственности;

использовать основные понятия, теоретические положения, в том числе о
социальном уровне российского общества; роль семьи в жизни личности и в развитии
общества; особенности политической власти, разрушение политической системы; роль
Интернета в современной политической коммуникации; необходимость обеспечения
законности
и
правопорядка; судебная
ответственность
за
совершение
правонарушений; механизмы
защиты
прав
человека; особенности
трудовых
правоотношений
несовершеннолетних
работников; особенности
уголовной
ответственности за несовершеннолетние для объяснения мер социальной помощи;
конкретизировать концептуальные положения о конституционных принципах
национальной
политики
в
Российской
Федерации; социальные
конфликты,
этносоциальные мероприятия и обсуждения их разрешений; государственная поддержка
незащищенных слоев общества и меры социальной поддержки семьи в Российской
Федерации; федеративное устройство и политическая система Российской Федерации в
современном стиле; государственном суверенитете; избирательной системы в Российской
Федерации; государственный служащий и статус государственного служащего; основы
конституционного
строя
Российской
Федерации; субъектов
уголовных
правоотношений; юридическая ответственность и ее виды; правовое регулирование
оказания образовательных услуг; порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора, в том числе несовершеннолетних граждан; защита трудовых прав
работников; порядок и условия заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
налогоплательщика; принципы уголовного права, уголовный процесс, исторический
процесс фактами социальной обработки, модельными ситуациями, примерами из личного
опыта.
10) применять знание о правах и обязанности потребителей финансовых услуг,
закрепленных в законодательстве Российской Федерации; находить, анализировать и
использовать информацию, предоставленную национальными стандартами, в том числе в
цифровой среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной
финансовой безопасности.
11) Оценивать бюджетную информацию по проблемам социальной, политической
жизни общества, правового регулирования, в том числе поступающего по сетям сетевых
коммуникаций, определять степень значимости отношений информации; соотносить
различные аспекты взаимодействия, научные события, правовые отношения,
содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) точках зрения социальных норм, в том числе норм морали и прав.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью
полученных
знаний
наиболее
эффективные
методы
противодействия
коррупции; определение
стратегии
решения
социальных
и
межличностных
вопросов; оценивать поведение людей и поведение с точки зрения социальных норм,
норм, включая мораль и права, ценности; осознавать неприемлемость антиобщественного
поведения, опасность алкоголизма и наркомании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№ Название разделов и тем Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
программы
образовательные ресурсы
Всего Контрольные
работы
Раздел 1. Человек в обществе
1.1 Общество и
3
Библиотека ЦОК

№ Название разделов и тем Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
программы
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
общественные отношения
https://m.edsoo.ru/7f41c418
1.2 Информационное
2
Библиотека ЦОК
общество и массовые
https://m.edsoo.ru/7f41c418
коммуникации
1.3 Развитие общества.
3
Библиотека ЦОК
Глобализация и ее
https://m.edsoo.ru/7f41c418
противоречия
1,4 Становление личности в
3
Библиотека ЦОК
процессе социализации
https://m.edsoo.ru/7f41c418
1,5 Деятельность человека
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
1,6 Познавательная
3
Библиотека ЦОК
деятельность человека.
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Научное познание
1,7 Повторно-обобщающий
2
1
Библиотека ЦОК
урок по разделу «Человек
https://m.edsoo.ru/7f41c418
в обществе»
Итого по разделу
18
Раздел 2. Духовная культура
2.1 Культура и ее формы
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2.2 Категории и принципы
3
Библиотека ЦОК
морали в жизни человека
https://m.edsoo.ru/7f41c418
и развития общества
2.3 Наука и образование
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2.4 Религия
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2,5 искусство
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2.6 Повторно-обобщающий
2
1
Библиотека ЦОК
урок по разделу
https://m.edsoo.ru/7f41c418
«Духовная культура»
Итого по разделу
16
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
3.1 Экономика — основа
6
Библиотека ЦОК
жизнедеятельности
https://m.edsoo.ru/7f41c418
общества
3.2 Рыночные отношения в
6
Библиотека ЦОК
экономике
https://m.edsoo.ru/7f41c418
3.3 Экономическая
2
Библиотека ЦОК
деятельность
https://m.edsoo.ru/7f41c418
3.4 Экономика предприятия
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
3,5 Финансовый рынок и
3
Библиотека ЦОК
финансовые институты
https://m.edsoo.ru/7f41c418

№ Название разделов и тем Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
программы
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
3.6 Экономика и государство
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
3.7 Мировая экономика
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
3,8 Повторно-обобщающий
2
1
Библиотека ЦОК
урок по разделу
https://m.edsoo.ru/7f41c418
«Экономическая жизнь
общества»
Итого по разделу
28
Итоговое повторение,
6
Библиотека ЦОК
представление результатов
https://m.edsoo.ru/7f41c418
проектно-исследовательской
деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
68
3
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

11 КЛАСС

№ Название разделов и тем Количество часов
п/п
программы
Всего Контрольные
работы
Раздел 1. Социальная сфера
1.1 Социальная структура
2
общества
1.2 Социальное положение
2
личности в обществе и
пути его изменения
1.3 Семья и семейные
2
ценности
1,4 Этнические общности и
2
нации
1,5 Социальные нормы и
2
социальный контроль
1,6 Социальный конфликт
2
Повторно-обобщающий
урок по разделу
«Социальная сфера»
Итого по разделу
Раздел 2. Политическая сфера
2.1 Политическая власть и
политические
отношения
2.2 Политическая система.
1,7

2

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

14
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3

Библиотека ЦОК

№ Название разделов и тем Количество часов
п/п
программы
Всего Контрольные
работы
Государство —
основной институт
политической системы
2.3 Государство Российская
4
Федерация.
Государственное
управление в
Российской Федерации
2.4 Политическая культура
2
общества и личности.
Политическая идеология
2,5 Политический процесс и 3
его участники
2.6 Избирательная система
2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

Политические элиты и
2
политическое лидерство
2,8 Повторно-обобщающий
2
1
урок по разделу
«Политическая сфера»
Итого по разделу
20
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
3.1 Система прав. Правовые
4
Библиотека ЦОК
отношения.
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Правонарушения
3.2 Конституционные права, 4
Библиотека ЦОК
свободы и обязанности
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
человека и гражданина в
Российской Федерации
3.3 Правовое регулирование 6
Библиотека ЦОК
уголовных, семейных,
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
трудовых
правоотношений
3.4 Правовое регулирование 8
Библиотека ЦОК
налоговых, образование,
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
преобразование,
уголовных правовых
отношений,
экологическое
законодательство
3,5 Основные принципы
4
Библиотека ЦОК
конституционного,
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
арбитражного,
гражданского,
административного,
уголовного процесса
3.6 Повторно-обобщающий
2
1
Библиотека ЦОК
2,7

№ Название разделов и тем Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
программы
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
урок по разделу
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
«Правовое
регулирование
общественных
отношений в
Российской Федерации»
Итого по разделу
28
Итоговое повторение,
6
Библиотека ЦОК
представление результатов
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
проектно-исследовательской
деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
68
3
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс
№
п/п
1
2

3

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
02.09.2024 Библиотека ЦОК
Общество как система
1
https://m.edsoo.ru/f5eccb04
05.09.2024 Библиотека ЦОК
Общество и
1
общественные
https://m.edsoo.ru/f5eccc8a
отношения
09.09.2024
Социальные
1

№
п/п

Тема урока

институты в обществе
4 Информационное
общество и его
особенности
5 Роль массовых
коммуникаций в
современном
обществе
6 Многообразие
общественного
развития
7 Общественный
прогресс и его
последствия
8 Глобализация и ее
противоречия
9 Личность в
современном
обществе
10 Становление личности
в процессе
социализации
11 Общественное и
индивидуальное
сознание.
Самосознание и
социальное поведение
12 Деятельность человека

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
12.09.2024 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecc514
1

16.09.2024

1

19.09.2024

1

23.09.2024

1

26.09.2024

1

30.09.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5eca7e6
03.10.2024 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecb204
07.10.2024 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a

1

10.10.2024 Библиотека ЦОК

13 Свобода и
необходимость в
деятельности человека
14 Познавательная
деятельность человека
15 Истина и ее критерии

1

https://m.edsoo.ru/f5ecb36c
14.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecb88a

1

17.10.2024 Библиотека ЦОК

16 Научное познание

1

17 Повторнообобщающий урок по
теме «Человек в
обществе»
18 Контрольная работа
№1 «Человек в
обществе»
19 Духовная

1

https://m.edsoo.ru/f5ecba38
21.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa
24.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30
07.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecceec

1

1

1

11.11.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecd068
1

14.11.2024 Библиотека ЦОК

№
п/п

20
21

22

23
24
25
26

27

28

29

30

31
32

33

34

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
деятельность человека
https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a
18.11.2024 Библиотека ЦОК
Культура и ее формы
1
https://m.edsoo.ru/f5ecaa52
21.11.2024 Библиотека ЦОК
Вклад российской
1
культуры в расходы
https://m.edsoo.ru/f5ecab9c
современного
общества
25.11.2024 Библиотека ЦОК
Мораль как
1
общечеловеческая
https://m.edsoo.ru/f5ecacd2
ценность и
социальный регулятор
28.11.2024 Библиотека ЦОК
Категории мораль
1
https://m.edsoo.ru/f5ecc230
02.12.2024 Библиотека ЦОК
Гражданственность и
1
патриотизм
https://m.edsoo.ru/f5ecc096
05.12.2024
Наука и ее функции
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30
09.12.2024 Библиотека ЦОК
Роль науки в
1
современном
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30
обществе
12.12.2024 Библиотека ЦОК
Образование в
1
современном
https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac
обществе
16.12.2024 Библиотека ЦОК
Основные
1
направления развития
https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac
образования в
Российской
Федерации
19.12.2024 Библиотека ЦОК
Религия и ее роль в
1
жизни человека и
https://m.edsoo.ru/f5ecb07e
общества
23.12.2024
Мировые религии и
1
религиозные
организации
26.12.2024 Библиотека ЦОК
Искусство
1
https://m.edsoo.ru/f5ecae26
28.12.2024
Особенности
1
профессиональной
деятельности в сфере
науки, образования и
искусства
09.01.2025 Библиотека ЦОК
Повторно1
обобщающий урок по
https://m.edsoo.ru/f5ecc802
теме «Духовная
культура»
13.01.2025 Библиотека ЦОК
Контрольная работа
1
1
№2 «Духовная
https://m.edsoo.ru/f5ecc97e

№
п/п

35

36

37
38
39

Тема урока

культура»
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества
Макроэкономические
показатели и качество
жизни
Экономика как наука
Экономические
системы
Экономический рост

40 Экономические циклы
41 Рыночные отношения
в экономике
42 Рыночные механизмы

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
1

16.01.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0
1

20.01.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecf408
1
1
1

23.01.2025
27.01.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0
30.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf598

1
1

03.02.2025

1

10.02.2025 Библиотека ЦОК

43 Рынки

1

https://m.edsoo.ru/f5ecd5f4
13.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd7b6

44 Государственное
регулирование рынков
45 Особенности
рыночных отношений
в современной
экономике
46 Рынок труда

1

17.02.2025

1

20.02.2025

1

24.02.2025 Библиотека ЦОК

47 Экономическая
деятельность
48 Рациональное
экономическое
поведение
49 Экономика
предприятия
50 Факторы производства

1

27.02.2025 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecf408
03.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece8aa

1

06.03.2025 Библиотека ЦОК

1

10.03.2025

51 Эффективность
предприятия
52 Предпринимательская
деятельность
53 Финансовый рынок и
финансовые
институты
54 Банковская система

1

13.03.2025

1

17.03.2025

1

20.03.2025

1

03.04.2025 Библиотека ЦОК

1

07.04.2025 Библиотека ЦОК

06.02.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecd360

https://m.edsoo.ru/f5ece56c

https://m.edsoo.ru/f5ecd950
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd950
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdaf4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdd38

https://m.edsoo.ru/f5ecdd38
55 Инфляция

№
п/п

Тема урока

56 Экономика и
государство
57 Бюджетная политика
58 Государственное
регулирование
экономики. Налоги и
налоговая система
Российской
Федерации
59 Мировая экономика
60 Особенности
международной
торговли
61 Повторнообобщающий урок по
теме «Экономическая
жизнь общества»
62 Контрольная работа
№3 «Экономическая
жизнь общества»
63 Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской
деятельности
64 Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской
деятельности
65 Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской
деятельности
66 Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской
деятельности
67 Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
https://m.edsoo.ru/f5ece328
10.04.2025 Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5ecea80
14.04.2025 Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5ecec2e
17.04.2025
1

1

21.04.2025 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa
24.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf962

1

28.04.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecfce6

1

1

05.05.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecfe62
1

12.05.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed1bcc

1

15.05.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed1dca

1

19.05.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed218a

1

22.05.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed23b0

1

26.05.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed25d6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

№
п/п

Тема урока

деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
67

3

11 класс
№
п/п
1
2

3

4

5
6
7
8

9

10
11
12

13

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
03.09.2024 Библиотека ЦОК
Социальная структура 1
общества
https://m.edsoo.ru/f5ed0088
04.09.2024 Библиотека ЦОК
Социальная
1
стратификация
https://m.edsoo.ru/f5ed0286
российского общества
10.09.2024 Библиотека ЦОК
Социальное
1
положение личности в
https://m.edsoo.ru/f5ed0416
обществе и пути его
изменения
11.09.2024
Социальная
1
мобильность и ее
виды
17.09.2024 Библиотека ЦОК
Семья как социальный 1
институт
https://m.edsoo.ru/f5ed112c
18.09.2024
Семья и семейные
1
Библиотека ЦОК
ценности
https://m.edsoo.ru/f5ed129e
24.09.2024 Библиотека ЦОК
Этнические общности
1
и нации
https://m.edsoo.ru/f5ed0de4
25.09.2024
Национальная
1
Библиотека ЦОК
политика в
https://m.edsoo.ru/f5ed0fba
Российской
Федерации
01.10.2024 Библиотека ЦОК
Социальные нормы и
1
отклоняющееся
https://m.edsoo.ru/f5ed092a
поведение
02.10.2024 Библиотека ЦОК
Социальный контроль 1
https://m.edsoo.ru/f5ed0ad8
08.10.2024 Библиотека ЦОК
Социальный конфликт 1
https://m.edsoo.ru/f5ed07a4
09.10.2024
Особенности
1
профессиональной
деятельности
социолога и психолога
15.10.2024
Повторно1
обобщающий урок по
теме «Социальная

№
п/п

14

15

16
17

Тема урока

сфера»
Контрольная
работа№1
«Социальная сфера»
Политическая власть и
политические
отношения
Политические
институты
Политическая система

18 Государство –
основной институт
политической
системы.
19 Формы государства

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
1

1

1

16.10.2024

22.10.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed2b30
1
1
1

23.10.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed2964
06.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed2cf2
12.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed2efa

1

13.11.2024 Библиотека ЦОК

20 Основы
конституционного
строя Российской
Федерации
21 Государство
Российская Федерация
22 Государственное
управление в
Российской
Федерации
23 Национальная
безопасность
24 Политическая
культура общества и
личности
25 Политическая
идеология
26 Политический
процесс
27 Участники процесса

1

https://m.edsoo.ru/f5ed3274
19.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4

1

20.11.2024 Библиотека ЦОК

1

26.11.2024 Библиотека ЦОК

1

11.12.2024

28 Политические партии

1

17.12.2024

29 Типы избирательных
систем
30 Избирательная
система Российской
Федерации
31 Политическая элита

1

18.12.2024

1

24.12.2024

1

25.12.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed347c
https://m.edsoo.ru/f5ed363e

1

27.11.2024 Библиотека ЦОК

1

03.12.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8409a34
https://m.edsoo.ru/f5ed49b2
1

04.12.2024 Библиотека ЦОК

1

10.12.2024 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed414c
https://m.edsoo.ru/f5ed4b56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4dae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4444
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed39c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed380a

№
п/п

Тема урока

32 Политическое
лидерство
33 Контрольная работа
№2 «Политическая
сфера»
34 Повторнообобщающий урок по
теме «Политическая
сфера»
35 Система прав

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
https://m.edsoo.ru/f5ed3d46
14.01.2025 Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5ed3f94
15.01.2025 Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f5ed536c
1

21.01.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed5538

1

22.01.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed5772
36 Правовые отношения
37 Правонарушения
38 Правонарушение и
юридическая
ответственность
39 Конституция
Российской
Федерации
40 Конституции прав и
свобод человека и
гражданина
Российской
Федерации
41 Конституционные
обязанности
гражданина
Российской
Федерации
42 Механизмы защиты
прав человека
43 Правовое
регулирование
уголовных
правоотношений
44 Организационноправовые формы
юридических лиц
45 Правовое
регулирование
семейных
правоотношений
46 Права и обязанности
родителей и детей
47 Правовое
регулирование

1
1
1

28.01.2025

1

05.02.2025 Библиотека ЦОК

29.01.2025
04.02.2025

https://m.edsoo.ru/f84050c4
1

11.02.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8405614

1

12.02.2025

1

18.02.2025 Библиотека ЦОК

1

19.02.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84096d8
https://m.edsoo.ru/f8407658

1

25.02.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8407e0a
1

26.02.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8407fe0

1

04.03.2025 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8408382
05.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840876a

№
п/п

48

49

50

51

52

53

54
55

Тема урока

трудовых
правоотношений
Особенности
трудовых
правоотношений с
привлечением
несовершеннолетних
работников
Правовое
регулирование
налоговых
правоотношений
Права и обязанности
налогоплательщиков.
Ответственность за
налоговые
правонарушения
Правовое
регулирование
образования
правоотношений
Система образования
в Российской
Федерации
Правовое
регулирование
заключения
правоотношений
Экологическое
законодательство
Уголовное право

56 Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних
57 Основные принципы
конституционного,
арбитражного
процесса
58 Основные принципы
графического
процесса
59 Основные принципы
административного
процесса
60 Основные принципы

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы

1

11.03.2025

1

12.03.2025

1

18.03.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84058f8

1

19.03.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84085e4

1

02.04.2025

1

08.04.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84091d8

1

09.04.2025 Библиотека ЦОК

1

15.04.2025 Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8409354
16.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354

1

22.04.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840608c

https://m.edsoo.ru/f84094f8

1

23.04.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8408fe4
1

29.04.2025 Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84091d8
1

30.04.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Всего Контрольные
работы
уголовного процесса
https://m.edsoo.ru/f8409354
06.05.2025 Библиотека ЦОК
61 Повторно1
обобщающий урок по
https://m.edsoo.ru/f8409be2
теме «Правовое
регулирование
общественных
отношений в
Российской
Федерации»
07.05.2025 Библиотека ЦОК
62 Контрольная работа
1
1
№3 «Правовое
https://m.edsoo.ru/f8409dae
регулирование
общественных
отношений в
Российской
Федерации»
13.05.2025 Библиотека ЦОК
63 Итоговое повторение,
1
представление
https://m.edsoo.ru/f840b73a
результатов проектноисследовательской
деятельности
14.05.2025 Библиотека ЦОК
64 Итоговое повторение,
1
представление
https://m.edsoo.ru/f840b8f2
результатов проектноисследовательской
деятельности
20.05.2025 Библиотека ЦОК
65 Итоговое повторение,
1
представление
https://m.edsoo.ru/f840baa0
результатов проектноисследовательской
деятельности
21.05.2025 Библиотека ЦОК
66 Итоговое повторение,
1
представление
https://m.edsoo.ru/f840bc44
результатов проектноисследовательской
деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
66
3
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
-Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие;
под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и
другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (базовый уровень)

(для 10–11 классов образовательных

организаций), Москва – 2023

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».