Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР
___________/ Жданова Н.И. /
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
________ /С.В. Макаренко/
Приказ № 178
от «29 августа» 2024 г.
Протокол № 1
от « 26 августа» 2024г.
Адаптированная рабочая программа
курса логопедических занятий
для обучающегося с расстройством аутистического спектра (РАС)
2 (вариант)
9 класс
на 2024-2025 учебный год
Составила:
Землянская И.В.
учитель-логопед,
первая квалификационная категория
2024г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является частью адаптированная основная
общеобразовательная программа основного общего образования обучающегося с
расстройствами аутистического спектра (далее АООП ООО) - это образовательная
программа, адаптированная для обучения этой категории учащихся с учетом их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО определяет содержание и организацию образовательной
деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) с учетом образовательных потребностей и запросов участников
образовательных отношений.
АООП ООО самостоятельно разработана и утверждена МБОУ СОШ № 51 с.
Березовка в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами основного общего образования (далее ФГОС ООО) и с учетом
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее
ФАОП ООО для обучающихся с РАС).
В соответствии с ФГОС ООО программа коррекционной работы направлена
на осуществление индивидуально- ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с РАС в освоении АООП ООО с учетом их особых
образовательных потребностей, социальную адаптацию и личностное
самоопределение. Программа коррекционной работы уровня основного общего
образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования
(начальным, средним).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с РАС,
направленности личности, профессиональных склонностей;
систему
комплексного
психолого-педагогического
сопровождения
образовательно- коррекционного процесса с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС, включающего психолого-педагогическое
обследование и мониторинг динамики их развития, личностного становления,
проведение коррекционных курсов, индивидуальных коррекционно- развивающих
занятий (на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
психолого- педагогического консилиума образовательной
организации),
направленных
на
оказание
специализированной
индивидуально
ориентированной
коррекционно-развивающей
помощи
обучающимся на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики
производных отклонений в развитии, активизации
ресурсов
социальнопсихологической адаптации личности обучающегося для самореализации в
обществе и в контексте достижения планируемых результатов образования;
успешное освоение АООП ООО, достижение обучающимися предметных,
метапредметных и личностных результатов с учетом их особых образовательных
потребностей.
ПКР содержит: план диагностических и коррекционно-развивающих
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных
потребностей, обучающихся с РАС, освоением ими АООП ООО;
описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их
особых образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания,
специальные учебные пособия и дидактические материалы, специализированные
компьютерные программы, технические средства обучения, особенности
проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
описание основного содержания рабочих программ коррекционных курсов;
перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых
образовательных потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей
социальной адаптации обучающихся с РАС, региональной специфики и
особенностей образовательно-коррекционного процесса в образовательной
организации.
ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать индивидуальные образовательные потребности
обучающихся посредством дифференцированного психолого-педагогического
сопровождения,
индивидуализации
и
дифференциации
образовательнокоррекционного процесса.
ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных
коррекционно- развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС в освоении АООП
ООО.
ПКР может быть реализована при разных формах получения образования
обучающимися, в том числе обучение на дому и с применением дистанционных
технологий. Степень включенности специалистов в программу коррекционной
работы устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Объем
помощи, направления и содержание коррекционно-развивающей работы с
обучающимся определяются на основании заключения ППк и ПМПК.
Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в
образовательно- коррекционном процессе на основе взаимодействия участников
образовательных
отношений.
Основным
механизмом,
обеспечивающим
системность
помощи,
является
психолого-педагогический
консилиум
образовательной организации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования,
включает следующие разделы:
Цели,
задачи
и
принципы
построения
ПКР.
Перечень и содержание направлений работы.
Механизмы реализации программы.
Условия реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы.
Коррекционно-развивающей логопедической работы направлена на
преодоление низкой коммуникативной активности обучающихся с расстройствами
аутистического спектра ( РАС). У детей с РАС наблюдается недостаточное
развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это
обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения.
Цели, задачи и принципы построения ПКР
АООП ООО для обучающихся с РАС адресована обучающимся с РАС,
демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в
соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными
результатами, определенными в АООП НОО в условиях, учитывающих их особые
образовательные потребности.
АООП ООО для обучающихся с РАС предполагает обязательную
реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании
специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности
обучающихся с РАС и определяющих логику построения образовательного
процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно
ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в
ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному
образованию обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых
результатов основного общего образования.
Цель: формирование коммуникативного поведения у обучающихся c РАС,
активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных
социальных ситуациях, подготовка детей с РАС к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения
решаются следующие задачи:
Задачи
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
коррекция
нарушений
аффективного,
сенсорно-перцептивного,
коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
определение особых образовательных потребностей, связанных с
организацией образовательного процесса, направленного на преодоление
патологических форм аутистической защиты у обучающихся с РАС и на развитие
активных форм взаимодействия с людьми и с окружающей средой;
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая
выражение
мыслей
и
чувств
в
самостоятельных
высказываниях;
обеспечение психологической устойчивости обучающихся с РАС;
преодоление трудностей в развитии их эмоционально-волевой сферы и социальной
адаптации;
реализация системы профессиональной ориентации и содействие в
профессиональном самоопределении обучающегося с РАС;
организация и обеспечение согласованной работы команды педагогических
работников и специалистов, непосредственно участвующих в сопровождении
обучающихся с РАС, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
оказание родителям (законным представителям) консультативной и
организационной помощи по вопросам решения проблем в развитии; воспитании,
социальной адаптации обучающегося с РАС; вопросам реализации ФАОП ООО;
привлечение родителей (законных представителей) обучающегося с РАС к
совместной работе с педагогическими работниками и специалистами.
развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств
невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах
учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с
расстройством
аутистического
спектра
навыки
элементарной
устной
коммуникации.
-
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционно-развивающий
курс
направлен
на
формирование
разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции
взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и
тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный
смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков.
Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания,
позволяющие
учитывать
особые
потребности
детей
посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей развития обучающегося, через основные
направления: диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное;
информационно-просветительское.
Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо
осуществлять с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями
выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные
когнитивные и моторные навыки ребенка.
Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации,
стратегии коррекционной работы с учётом индивидуальных особенностей,
существует
высокая
вероятность
успешного
овладения
ребёнком
коммуникативными навыками.
Коммуникативное развитие является крайне важным для ребёнка, так как
затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с
окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех психических
процессов.
Коммуникативное развитие детей с РАС, в рамках коррекционного курса,
подразумевает:
–
овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и
расширения знаний об окружающем мире;
–
развитие связной речи путём практической деятельности на коррекционноразвивающих занятиях;
–
формирование мотивации, развитие потребности детей с РАС в общении.
Коррекционный курс направлен не только на коммуникативное, но и на
эмоциональное развитие детей с РАС. Две эти сферы личности тесно
взаимосвязаны и от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом.
Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка
с
окружающим миром должна основываться сначала на доступном для ребенка с
РАС уровне взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере
коммуникативного развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих
направлениях. На высшем из доступных уровней эмоциональной организации
происходит формирование аффективной картины мира и способов реагирования на
его воздействия.
Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит
к уменьшению аутистических проявлений. Развитие эмоциональной сферы ребенка
с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания,
самооценки, ролевых отношений.
Коррекционный курс способствует социализации и интеграции ребенка с
РАС в общество.
Таким образом, коррекционный курс направлен на преодоление
коммуникативных барьеров детей с различным уровнем владения средствами
коммуникации, а также на коррекцию эмоционального развития школьников с
РАС. Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением
дистанции взаимодействия с окружающими. Формирование возможных форм
визуального и тактильного контакта. Формирование способности проникать в
эмоциональный смысл ситуации общения.
Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств
альтернативной коммуникации.
Характеристика основных направлений логопедической работы:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с РАС с целью создания благоприятных условий
для овладения ими содержанием АООП НОО детей с РАС.
Проведение диагностической работы:
–
обеспечивает проведение логопедического обследования детей с РАС;
_
рекомендации по образовательному маршруту ребенка с РАС;
анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
логопедических планов.
2.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию
мероприятий, способствующих коррекции недостатков в психическом развитии и
освоению ими содержания образования.
Коррекционно-логопедическая работа определяется образовательным маршрутом,
учитывающим уровень речевого развития, возрастными и индивидуально –
типологическими особенностями развития детей.
3.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с РАС и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников
образовательного процесса;
консультирование педагогов по
выбору
индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов обучения ребёнка с РАС;
консультирование родителей (законных представителей) по результатам
проводимой коррекционно-развивающей работы, социализации обучающихся,
формированию коммуникативного поведения.
4.
Информационно-просветительская работа включает:
–
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с
особенностями формирования коммуникативного поведения для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися, их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
–
проведение тематических мероприятий для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей развития детей с РАС.
Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционный
курс рассчитан на 1 год (возможна пролонгация сроков, в зависимости от
индивидуальных возможностей ребенка).
На реализацию курса отведено 3 часа в неделю (индивидуальные занятия):
9 класс 101час.
Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих
занятий и включает содержание работы по формированию коммуникативных
навыков. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и
может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а
также от индивидуального темпа усвоения учебного материала. Выбор тем
предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых
на каждую тему, зависит от результативности коррекционной работы, тяжести
нарушения.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры коррекционного курса отражают следующие целевые
установки системы начального общего образования:
1. Формирование психологических условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям;
– навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
– уважения к окружающим
– умения слушать и слышать партнёра;
2. Развитие умения учиться, а именно:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам,
а также к поведению и поступкам других; готовности обучающегося к здоровому
образу жизни, готовности прийти на помощь, проявить внимание и
доброжелательность, а также готовности к участию в жизни семьи,
образовательной организации; резервов личностного развития; изучение
познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебнопознавательной
деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации ее
развития;
изучение особенностей овладения обучающимися с РАС словесной речью письменной и устной, в том числе ее восприятием и воспроизведением, навыками
устной коммуникации; выявление резервов активизации развития у обучающихся с
РАС словесной речи - письменной и устной, в том числе ее восприятия и
воспроизведения;
изучение овладения обучающимися с РАС универсальными учебными
действиями;
выявление
резервов
активизации
их
развития;
изучение достижения обучающимися с РАС планируемых результатов
обучения по каждому учебному предмету, выявление причин трудностей в
обучении и резервов их преодоления;
выявление у обучающихся с РАС особых способностей (одаренности) в
определенных видах учебной и внеурочной деятельности;
изучение готовности обучающихся к осознанному выбору профессии,
образовательной организации для получения профессионального и (или) среднего
(полного) образования с учетом собственных интересов, возможностей,
способностей и ограничений.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся
с РАС на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов
действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и
возможность саморазвития обучающихся.
Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление:
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе
реализации АООП ООО отражается в следующей документации:
индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для
каждого
обучающегося
и
утвержденных
руководителем
психологопедагогического консилиума образовательной организации;
рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока,
проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуальнодифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;
рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе
коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению
психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе
индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося и
направленных на обеспечение наиболее полноценного развития обучающихся с
РАС, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении
планируемых результатов обучения, в овладении коммуникацией;
планах работы учителя - логопеда и других специалистов, проектируемых с
учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с РАС;
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно
составляется для каждого обучающегося с РАС. В течение учебного года может
происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения
обучающимся планируемых результатов.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося
содержит: направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК
и ИПРА (приналичии), особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей каждого обучающегося,
выявленных в процессе стартового комплексного психолого – педагогического
обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых
результатов образования, в том числе ПКР;
описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых
результатов работы по каждому направлению.
Обязательными
направлениями
коррекционно-развивающей
работы,
которые включаются в индивидуальные планы каждого обучающегося, является:
коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
разработка и реализация индивидуально ориентированных коррекционных
программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов
обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся с РАС; помощь в осмыслении личного опыта и его использования
для развития и построения картины окружающего мира, понимания социальных
отношений, преодоление социальной наивности;
Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающихся с РАС, могут также включать:
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения; развитие и укрепление зрелых личностных установок,
формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной
автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных
состояний, помощь в познании собственного "Я";
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции, обучение ролевым и социотипическим формам
поведения в различных ситуация;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
развитие жизненных компетенций, навыков организации самостоятельной
повседневной жизни в соответствии с возрастом.
Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации,
базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной
психолого-педагогической диагностики обучающихся.
В программе коррекционной работы конкретизируются направления
поддержки обучающегося с РАС в освоении адаптированной образовательной
программы. Индивидуально ориентированная программа коррекционной работы,
которую реализуют специалисты разных направлений (учитель-логопед, педагогпсихолог), разрабатывается с учетом трудностей в освоении предметного
материала и согласовывается с учителями-предметниками. Дополнительные
занятия с педагогическими работниками и специалистами сопровождения в рамках
коррекционной программы также могут быть направлены на развитие жизненной
компетенции, помощь в преодолении формализации полученных знаний и умений
и на формирование переноса полученных знаний.
Особую роль на уровне основного общего образования приобретают занятия
со специалистами сопровождения, направленные на личностное и социальное
развитие. Это связано с тем, что дальнейшее развитие личностной и эмоциональноволевой сферы обучающихся с РАС в подростковом возрасте зависит прежде всего
от возможностей выстроить общение с окружающими людьми. По мере взросления
обучающихся с РАС эмоциональные трудности и аффективные проблемы
(например, депрессия, тревожность) могут становиться более выраженными.
Для продвижения обучающегося с РАС в личностном и социальном
развитии в ПКР включены следующие методы и приемы:
проведение доверительных бесед, совместное изучение литературных текстов,
совместный просмотр и обсуждение кинофильмов и телепрограмм;
фиксация впечатлений и событий жизни обучающегося в письменном виде (в
совместных дневниках, воспоминаниях и в другой форме);
обучение навыкам коммуникации, помощь в освоении новых социальных ролей в
условиях естественных социальных контактов, в условиях групповых
коррекционных занятий, в группах общения;
использование различных игр, развивающих творческое воображение, образное
мышление, мимическую и пантомимическую экспрессию и другие функции;
игры-упражнения из практики психологических тренингов, психодрамы;
видеомоделирование, "социальные истории";
помощь в участии в хобби-группе, специальных клубах для подростков,
социальных группах в сети Интернет.
Задачами реализации коррекционного курса являются:
содействие достижению необходимых образовательных результатов в различных
предметных областях, наиболее дефицитарных для обучающегося с РАС:
создание учебных ситуаций в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий,
направленных на преодоление указанных дефицитов,
расширение у обучающихся с РАС возможностей формирования навыков активной
переработки учебной информации и учебного материала различных предметных
областей;
развитие познавательной активности и мотивации к обучению у обучающихся с
РАС.
Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в
соответствие с выделенными дефицитами). В работе также необходимо опираться
на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС. Основой
тематического планирования коррекционного курса являются рабочие программы
педагогов по учебным предметам образовательных областей. При составлении
индивидуальной или подгрупповой программы курса рекомендуется обратить
особое внимание на такие предметы как русский язык, литература,
обществознание, история, поскольку при изучении этих предметов специфическая
дефицитарность обучающегося с РАС, их особый когнитивный профиль может
проявиться в максимальной степени.
"Развитие познавательной деятельности"
направлено на
формирование у обучающихся с РАС необходимых умений, которые соотносятся с
достижением необходимого уровня метапредметных результатов освоения ФАОП,
с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей. Это такие умения, как:
развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и
прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный;
назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в
устной и письменной форме;
развитие владения изучающим видом чтения;
развитие умения письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы
по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно;
развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в
прослушанном и прочитанном тексте;
развитие умения подробно и сжато передавать устно, а также в письменной форме,
содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности;
"Развитие
познавательной
деятельности"
реализуется
в
форме
индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, которые
планируются и проводятся специалистами службы психолого-педагогического
сопровождения
образовательной
организации
на
основе
принципов
междисциплинарного взаимодействия. Важным является привлечение к
планированию содержания и реализации данного курса педагогов-предметников.
Модульный принцип реализации коррекционного курса позволяет, при
необходимости, распределить часы курса между педагогом-психологом, учителемдефектологом и учителем-логопедом, учителем - предметником, имеющим
соответствующие дополнительные профессиональные компетенции. Такое
распределение рекомендуется проводить на основе обсуждения результатов
комплексной.
Нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи.
самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
совершенствование
зрительно-пространственных и
пространственновременных представлений;
совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
формирование
фонематических,
морфологических
и
синтаксических
обобщений;
коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости,
навыков грамотного письма;
коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после
изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в
структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном
занятии логически связанных тем из разных модулей.
В соответствии с целями
и
задачами
коррекционного
курса
"Логопедическая ритмика" выделяются следующие модули:
Модуль "Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетика, орфоэпия, графика";
Модуль "Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика";
Модуль "Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология";
Модуль "Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение,
аудирование, чтение, письмо)".
Занятия по коррекционному курс "Логопедия" могут проводиться в разных
формах фронтальной работы (парами, малыми группами), а также индивидуально.
Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося
может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной
деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом
рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с
особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью
обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях,
требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной
коррекционно-развивающей помощи.
Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные
коррекционно- развивающие занятия, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию федеральной
адаптированной образовательной программы.
Консультативное направление.
Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психологопедагогического сопровождения обучающихся с РАС и их семей по вопросам
образования и социализации обучающихся, повышения уровня родительской
компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в
воспитании своих детей.
Консультативная работа включает: разработку совместных рекомендаций
специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями
(законными
представителями)
по
реализации
основных
направлений
коррекционно-развивающей
работы с
каждым обучающимся,
выбору
индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание
консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам
семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.
Консультативную работу осуществляют все педагогические работники
образовательной организации.
Информационно-просветительское направление.
Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС, в
том числе с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечением
наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых условий
для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям в том
числе лиц с РАС.
Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с
педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций,
включая в том числе организации дополнительного и профессионального
образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, с родителями
(законными представителями), представителями общественности.
Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники
образовательной организации.
Механизмы реализации программы
Для реализации требований к ПКР, обозначенных во ФГОС ООО, создана
рабочая группа, в которую наряду с учителями-предметниками включены
следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед и другие
педагогические работники.
ПКР подготавливается рабочей группой образовательной организации
поэтапно.
На
подготовительном
этапе
определяется
нормативно-правовое
обеспечение коррекционной работы, анализируется состав классов, особые
образовательные потребности разных групп обучающихся с РАС, а также
изучаются результаты их обучения на уровне начального общего образования;
создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания
обучающихся, механизмы реализации ПКР, в том числе раскрываются ее
направления и ожидаемые результаты, описываются специальные требования к
условиям
реализации
ПКР.
Особенности
содержания
индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей работы определяются при
составлении рабочих программ.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза ПКР,
возможна ее доработка; обсуждение хода реализации ПКР проводится психологопедагогическим консилиумом образовательной организации, методическими
объединениями педагогических работников; принимается итоговое решение.
Психолого-педагогическое сопровождение и медико-социальная помощь
оказываются обучающимся с РАС на основании заявления или согласия в
письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
регламентируются
локальными
нормативными
актами
образовательной
организации, а также ее уставом.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся
является систематическое взаимодействие педагогических работников и других
специалистов образовательной организации, представителей администрации и
родителей (законных представителей).
Механизм взаимодействия предусматривает общую целевую и единую
стратегическую
направленность
коррекционно-развивающей
работы,
реализующейся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,
которая осуществляется педагогическими работниками образовательной
организации, а также на основе сетевого взаимодействия медицинскими
работниками (при необходимости), работниками в том числе организаций
дополнительного образования, социальной защиты.
Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи
разделов ПКР, в том числе в "Индивидуальных планах коррекционно-развивающей
работы" обучающихся и рабочих программах коррекционных курсов и, при
необходимости, дополнительных коррекционно - развивающих занятий, в
программах учебных предметов и внеурочной деятельности обучающихся, во
взаимодействии внутри образовательной организации, в сетевом взаимодействии с
образовательными организациями в многофункциональном комплексе, а также с
образовательными организациями дополнительного образования, здравоохранения,
социальной защиты.
Коррекционно-развивающая работа планируется во всех организационных
формах деятельности образовательной организации: на уроках и в процессе
внеурочной деятельности.
В образовательной организации, с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС, педагогическими работниками совместно со
всеми участниками образовательных отношений могут быть разработаны
индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов для
обучающихся может осуществляться при дистанционной поддержке (с учетом
возможностей каждого обучающегося), а также поддержке педагогов
образовательной организации.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок);
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционно-развивающая
направленность учебно-воспитательного процесса);
учет индивидуальных особенностей и особых образовательных, социальнокоммуникативных потребностей обучающихся;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности;
развитие коммуникативных компетенций, необходимых для жизни человека в
обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду,
расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими
людьми; обеспечение активного сотрудничества обучающихся в разных видах
деятельности, обогащение их социального опыта, активизация взаимодействия с
разными партнерами по коммуникации за счет расширения образовательного,
социального, коммуникативного пространства;
обеспечение специализированных условий (определение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на индивидуальные образовательные
потребности обучающихся);
использование специальных методов, приемов, средств обучения;
обеспечение участия всех обучающихся образовательной организации в
проведении
воспитательных,
культурно-развлекательных,
спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий;
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей
материально- технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и
коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе
надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность
проведения коррекционных курсов, дополнительных коррекционно- развивающих
занятий, организацию учебной и внеурочной деятельности в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся.
Кабинеты
специалистов
оснащены
необходимым
оборудованием,
диагностическими комплектами, коррекционно-развивающими и дидактическими
средствами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Организовано пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся
на перемене и во второй половине дня.
Требования к материально-техническому обеспечению ПКР ориентированы не
только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования.
Предусматривается материально- техническая поддержка, в том числе сетевая,
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля,
вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ.
Информационное обеспечение
Необходимым
условием
реализации
ПКР
является
создание
информационной образовательной среды, на этой основе развитие при
необходимости, временной дистанционной формы обучения с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.
Создана система широкого доступа педагогических работников,
обучающихся, их родителей (законных представителей) к сетевым источникам
информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов,
учитывающих особенности и особые образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ.
Результатом реализации указанных требований является создание
комфортной развивающей образовательно-коррекционной среды, преемственной
по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности
организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом их
особых
образовательных
потребностей,
обеспечивающей
качественное
образование, социальную адаптацию, достижение планируемых личностных,
метапредметных и предметных результатов, доступность и открытость для
обучающихся, их родителей (законных представителей).
Планируемые результаты коррекционной работы
ПКР предусматривает выполнение требований к результатам, определенным
ФГОС ООО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Планируемые результаты ПКР имеют дифференцированный характер и могут
определяться индивидуальными программами развития обучающихся.
В зависимости от формы организации коррекционно-развивающей работы
планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные,
предметные), определяемые с учетом индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, его предыдущих индивидуальных достижений.
Планируемые результаты реализации ПКР включают:
описание достижения каждым обучающимся сформированности конкретных
качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, способности к
социальной адаптации в обществе; овладения универсальными учебными
действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными); достижения
планируемых предметных результатов образования и результатов коррекционных
курсов в соответствии с ПКР, а также дополнительных коррекционноразвивающих занятий, рекомендованных обучающемуся ППк образовательной
организации с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА (при наличии);
анализ достигнутых результатов, выводы и рекомендации.
Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР
предполагает: проведение специализированного комплексного психологопедагогического обследования каждого обучающегося при переходе на уровень
основного общего образования (стартовая диагностика в начале обучения), а
также не реже одного раза в полугодие;
систематическое осуществление психолого-педагогических наблюдений в
учебной и внеурочной деятельности;
проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания
(проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в
полугодие);
изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся, педагогических
работников и родителей (законных представителей), а также при взаимодействии с
общественными организациями - мнения их представителей (проводится при
переходе на уровень основного общего образования, а также не реже одного раза в
полугодие).
В процессе изучения результатов ПКР используются диагностические
методики и материалы мониторинга, разрабатываемые каждым педагогическим
работником образовательной организации в соответствии с его функциональными
обязанностями, а также портфолио достижений обучающегося.
При оценивании результатов коррекционной работы может использоваться
накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений
обучающегося, оценка на основе его портфолио достижений, а также оценка в
соответствии с критериями, определенными в каждой методике психологопедагогического обследования.
Оценка образовательных достижений освоения ПКР осуществляется
экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале, например: 3 балла значительная динамика, 2 балла - удовлетворительная динамика, 1 балл незначительная динамика, 0 баллов - отсутствие динамики.
Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР
принимает ППк образовательной организации на основе анализа материалов
комплексного изучения каждого обучающегося разрабатывает рекомендации для
дальнейшего обучения.
II . Содержание курса логопедической коррекции
Программа рассчитана на весь курс обучения (9 класс), с часовой нагрузкой в 101
час
(3
раза
в
неделю).
Методы
и
приёмы
коррекционной
работы
направлены
на
совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в
письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с
формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию
мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти,
фонематического
слуха;
упражнения,
способствующие
формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их
запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило;
самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку. Для
усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный,
словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.
III. Тематическое планирование
№
Разделы
п/п
1.
2.
3.
Диагностика учащихся
Логопедическая коррекция
ИТОГО:
Количество
часов
9 класс
10
91
101
IV. ЛИТЕРАТУРА
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. – М.:Сфера, 2005..
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /
Под ред. Н. Н.Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
Бардышевская М.К., В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. –
М.: УМК «Психология», 2003.
С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом.
Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – (Особый ребенок).
– 244 с.
Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. – М:
Медицина, 2003.
Сайфутдинова Л.Р. Изучение связей между сферами адаптивного поведения
у детей с различными вариантами дизонтогенеза // Аутизм и нарушения
развития, 2007, №3. – С.1-10.
Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике
больных
аутизмом
и
синдромом Аспергера (по
материалам зарубезжной печати) // Аутизм и нарушения развития, 2003, №2.
– С.51-57.
Сайфутдинова Л.Р., А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с
помощью Шкалы Вайнленд // Школа здоровья, 2004, №1. – С.48-56.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования:
методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических
навыков письма /Е.В.Гурьянов. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 264 с.
Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: Формирование представлений о
пространстве и времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. – СПб.: Речь,
2005. – 180 с.
Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н.
Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев.СПб.:Речь,1997. - 286с.
Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Дисграфия. / Р.И.Лалаева //
Методическое наследие. Логопедия. Книга IV. - М., 1989. - с. 304.
Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и
организация коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.М.: ГНОМ и Д, 2009.
Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа
и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. - М.:
ГНОМ, 2007. – 128 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 184 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 96 с.
Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.М.:Аквариум-Принт.2006.– 56с.
Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями
чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов /
И.Н.Садовникова.
–
М.:
АРКТИ,
2005.
140
с.
Ястребова,А.В.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. –
159с.
V. Методическое обеспечение:
1. Карточки с заданиями по различным темам.
2. Тексты для чтения с заданиями.
3. Опорные таблицы.
4. Орфографические словари.
5.Использование средств ИКТ.
VI. Материальное обеспечение:
Для обучающихся: канцелярские принадлежности
Для учителя:
компьютер,
интернет-ресурсы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
9 класс
Количество часов-101 час (3 занятия в неделю)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
6
Дата
1-6
Логопедическое обследование устной и письменной речи.
7
8-9
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.
Речь. Предложение. Слово.
1
2
10
Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность
предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Составление простого распространенного предложения из заданных слов.
Составление союзных и бессоюзных сложных предложений.
1
23.09
1
1
1
1
25.09
27.09
30.09
2.10
Разделение сплошного текста на предложения.
2
17
Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными
словами.
1
4.10
7.10
9.10
18
Прямое и переносное значение слова.
1
11.10
19
20
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
1
1
14.10
16.10
21
Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.
1
18.10
2
21.10
23.10
11
12
13
14
15-16
Дифференциация простого и сложного предложения.
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
22-23
Слова, обозначающие предметы.
1.0913.09
16.09
18.09
20.09
24
Словоизменение имен существительных.
1
25.10
25
Слова, обозначающие признак предмета.
1
6.11
26
Согласование имен прилагательных с именами существительными.
1
8.11
Слова, обозначающие действие предмета.
2
11.11
13.11
2
15.11
27-28
29-30
Словоизменение глаголов по временам.
31
32-33
Правописание –тся и –ться.
18.11
1
2
Согласование глагола с именами существительными.
34-35
20.11
22.11
25.11
2
27.11
29.11
Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.
36
Окончание. Выделение окончаний.
1
2.12
37
Приставка. Образование слов с помощью приставок.
1
4.12
38
Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.
1
6.12
39
Употребление предлогов в предложении.
1
9.12
40
41-42
Дифференциация приставок и предлогов.
Выделение признаков связного текста. Тема текста.
1
2
11.12
13.12
16.12
43-44
Текст. Основная мысль текста.
2
18.12
20.12
45-46
Текст. Опорные слова.
2
23.12
25.12
47-48
Восстановление деформированного текста по серии картинок.
2
27.12
28.12
49-50
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы,
главной мысли текста.
2
10.01
13.01
51-52
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление.
Анализ составленных текстов.
2
15.01
17.01
53-54
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текстаповествования. Схема построения повествовательного текста
2
20.01
55-56
Текст-описание. Характерные
построения описания.
Схема
2
24.01
27.01
57-58
Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема
построения рассуждения
2
29.01
31.01
59-60
Составление плана текста с обозначенными частями.
2
3.02
5.02
61-62
Деление текста на части. Работа над планом.
2
7.02
10.02
63-64
Редактирование текста
2
12.02
14.02
65-66
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление
предложений (полных ответов на вопросы)
2
17.02
19.02
67-68
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинноследственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
2
21.02
24.02
69-70
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по
графическим (знаковым) схемам.
2
26.02
28.02
71-72
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы,
графические схемы.
2
3.03
5.03
73-74
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного
характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной
картинки. Составление плана пересказа.
2
7.03
10.03
признаки
текста-описания.
22.01
75-76
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и
последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок,
опорных слов-действий.
2
12.03
14.03
77-78
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
2
17.03
19.03
79-80
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
2
21.03
2.04
81-82
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
2
4.04
7.04
83-84
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана
рассказа.
2
9.04
11.04
85-86
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление
плана рассказа.
2
14.04
16.04
87-88
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний,
рассказов повествовательного характера по картинкам.
2
18.04
21.04
89-90
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.
2
91-92
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.
2
93-94
Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
2
95-97
Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя
план-вопросы.
3
23.04
25.04
28.04
30.04
5.05
7.05
12.05
14.05
16.05
19.05
21.05
23.05
26.02
98-101
4
Логопедическое обследование устной речи.
Логопедическое обследование навыков письма и чтения.