Ростовская область Сальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
___________/ Жданова Н.И. /
Протокол № 1
от « 26 августа» 2024г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 51
с. Березовка
________ /С.В. Макаренко/
Приказ № 178
от «28 августа» 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (9 КЛАСС)
Вариант 2
на 2024-2025 учебный год
Составила:
учитель-дефектолог Землянская И.В.
2024г.
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика коррекционного курса.
3.Место коррекционного курса в учебном плане.
4.Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
6.Содержание коррекционного курса.
7.Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса.
8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
«Все дети имеют одинаковые права и равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими
недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в
жизни общества». Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. ст.2,2
I.Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Рабочая учебная программа по курсу «Коррекционно-развивающее обучение» составлена в соответствии
с:
- Пособием «Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция»./Л.О.
Пережогин. М., 2005 г.;
-Пособием «Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР»/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В.
Зорина. М., «Владос», 2004 г.;
-Пособием «»Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития»
/Л.А.Данилова, «Детство-Пресс», 2011 г.;
-Пособием «Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ» /М.С.Староверова, М., «Владос»,
2014 г.;
-Пособием «Ступеньки развития» (Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития);
- Пособием «Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе»/ Вильшанская А.Д.
М.: Школьная пресса, 2006г.
-Пособием « Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в
общеобразовательной школе» (Практические материалы) // Вильшанская А.Д. , 2008 г. № 1.
-Основными принципами работы дефектолога;
-Возрастными особенностями психического развития детей среднего и старшего школьного возраста.
Срок реализации данной программы: 1 год.
Данная программа разработана и предназначена для детей с расстройствами аутистического спектра и
задержкой психического развития. Само определение предполагает, что ученики с РАС представляют
собой широкий круг воспитанников с разнообразными трудностями в обучении. Задержанное развитие
интеллектуальной сферы снижает возможности быстрого усвоения учебной программы и социальных
навыков. Программа разработана для проведения коррекционно-педагогической работы с учеником 8
класса, имеющим расстройства аутистического спектра и ЗПР. Программа учитывает речевые
возможности: предполагает активизацию на занятиях, как активной самостоятельной речи, так и
альтернативных форм коммуникации, способствуя выбору наиболее оптимальных форм и методов
обучения. Данная программа - это курс специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных
на развитие и коррекцию психических процессов, развитию познавательных процессов, моторной
деятельности ученика
с ОВЗ, способствует организации процесса становления социальнокоммуникативной компетентности учащихся с РАС.
Рабочая программа разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой
психического развития и сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей с ЗПР. Общая цель заключается в
целенаправленном развитии социально-нравственных качеств, необходимых для успешной адаптаци в
школьных условиях (осознания ребенком своей социальной роли – роли ученика и возлагаемых этой
ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами
школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации).
Работа учителя-дефектолога с
обучающимися с РАС строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития
учащихся, уровня их знаний и умений. Материал Программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объема сведений. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе
направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и
требуют длительного по времени наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных
этапах. Дефектолог проводит не только коррекционные занятия, но и осуществляет целостное
коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и
воспитания каждого нуждающегося школьника.
Основная задача: снижение напряжения у ребенка с РАС, расширение эмоциональных связей с
окружающим.
II. Общая характеристика коррекционного курса.
Задачи работы:
всесторонне изучить (диагностировать) особенности психофизического развития ребенка с целью
определения оптимального образовательного маршрута;
составить индивидуально-ориентированную адаптированную образовательную программу на каждого
ребенка;
осуществлять коррекцию в соответствии с индивидуальными и возрастными нормами;
формировать предпосылки к полноценному усвоению общеобразовательной программы;
отслеживать динамику развития ребенка в ходе коррекционной деятельности;
оказывать консультативную помощь родителям ребенка и педагогам в развитии и коррекции;
взаимодействовать с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи
учащимся.
Основные направления работы:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
аналитическое;
консультативно-просветительское и профилактическое;
организационно-методическое.
Принципы работы:
1.Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной
функциональной системе. Системность и комплексность коррекционной работы реализуется в учебном
процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения,
что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2.Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые
находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3.Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно опираться на
взаимосвязь всех специалистов ОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики
общего и психического развития детей.
4.Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне реальных познавательных
возможностей. Конкретность и доступность обеспечивается подбором коррекционно-развивающих
пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5.Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор
материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания
опираются на предыдущие. Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию высших
психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Реализуемые технологии
1) Технология интегрированного обучения детей с особенностями в развитии - технология, при которой
при внутренней дифференциации лежит благополучное стремление обучать всех учащихся вместе, не
выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные классы (группы), избегая тем самым
формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в
общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде
своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные школьники.
2) Технологии активных форм и методов: суть этой технологии состоит в создании условий для активной
совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (игровые ситуации).
3) Здоровьесберегающие технологии: - технология обеспечения двигательной активности, создания
комфортной психологической обстановки, щадящего режима учебной деятельности)
Используемые диагностические методики:
Забрамная С.Д., Боровик О.В. «От диагностик к развитию. Пособие для психолого-педагогического
изучения детей в начальных классах». Гриф МО РФ, 2016 г.
Забрам6ная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей»,М.»Владос», 2008
С.Д.Забрамная, Т.Н.Боровик «Изучаем обучая» (дети с ОВЗ), библ. журнала «Логопед», 2007 г.
Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной
деятельности», «Аркти», 2017 г.
III. Место коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью
внеурочной деятельности и представлена индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Длительность коррекционно-развивающих индивидуальных занятий составляет 30
мин. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Темы индивидуальных занятий подбираются в соответствии с
заключениями ТПМПК, неусвоенными темами, либо темами, в которых ребенок имеет «пробел»
(русский язык, математика, литература). Индивидуальная диагностика уровней сформированности
произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных
дисфункций и эмоциональных проблем проводится дефектологом в течение двух недель в первой и
последней четвертях.
IV. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процесса обучения, воспитания,
коррекции, познавательного и личностного развития обучающихся с ЗПР, РАС на основе формирования
общих учебных умений, обобщѐнных способов действий обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности
и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и
стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального
поведения;
— формирования эстетических чувств;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто
выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей и жизненного оптимизма;
— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять
избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции;
4) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
1) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
2) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её
осуществления;
3) умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их
решения;
4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
6) овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и
обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование
рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области
образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской
Федерации.
VI. Содержание коррекционного курса.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1. Сенсомоторное развитие
1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
2.Совершенствование навыков каллиграфии.
3.Развитие тактильных ощущений.
4.Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов.
5.Развитие кинестетических основ движений.
2. Формирование пространственных представлений
1.Совершенствование умения ориентироваться в пространстве на плоскости.
2.Развитие и совершенствование пространственного праксиса (целенаправленности действия).
3.Формирование умения ориентироваться в ближайшем окружении.
3.Коррекция отдельных сторон психической деятельности
1.Развитие зрительного внимания и памяти.
2.Развитие слухового внимания и памяти.
3.Формирование обобщенных представлений о свойствах (цвет, величина, форма).
4.Развитие логического, наглядно-образного мышления, воображения.
4.Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности
1.Развитие и совершенствование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
2.Развитие умения планировать свою деятельность.
3.Формирование умения планировать этапы выполнения задания.
4. Совершенствование навыков самоконтроля при выполнении задания, самооценки.
5. Развитие речи. Овладение техникой речи.
6. Развитие письменной речи, чтения.
7.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение
Для получения объективной информации о достигнутых обучающимися результатов учебной
деятельности и степени их соответствия требованиям образовательного стандарта применяется
следующий инструментарий:
- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;
- использование разнообразных форм контроля;
- применение разнообразных способов организации оценочной деятельности.
Существуют разные виды оценивания:
формирующее - дает возможность ученикам иметь представления о пробелах в своих знаниях, а также о
том, что необходимо сделать для улучшения своих результатов.
итоговое оценивание используется в конце изучения учебной темы. Это помогает планировать свою
работу в будущем.
Цели оценивания:
оценивание потребностей – позволяет определить в начале учебной темы исходные знания учеников,
разработать план обучения.
отслеживание прогресса обучения.
демонстрация понимания.
Существуют различные методы оценивания:
собеседование;
проверочный лист;
наблюдение;
рефлексия;
анализ письменных работ.
Критерии оценивания качеств и умений
Умение анализировать работу на уроке.
Самостоятельность и умозаключение.
Умение взаимодействовать в группе.
Коммуникабельность.
Критерии помогают обучающимся с ЗПР (РАС) анализировать свою деятельность и деятельность
одноклассников, развивают адекватную самооценку и взаимооценку, что очень важно для детей с ЗПР.
Критерии оценивания умений и навыков
№ Умения/навыки
5 (отлично)
Я активно
работал на
уроке, понял
Умение анализировать
1
тему, могу сам
работу на уроке
выполнить
аналогичное
задание
2
3
4 (хорошо)
Я не достаточно
активно работал
на уроке,
Материал понял не
материал понял, достаточно, нужны
могу сам
еще дополнительные
выполнить
упражнения
подобное
задание
Самостоятельность,
умозаключение
Взаимодействие в
подгруппе
Сами
распределили
обязанности,
выслушали все
точки зрения,
пришли к
единому
мнению
Сами
распределили
обязанности,
выслушали все
точки зрения,
Я слушаю
внимательно,
могу
пересказать
информацию.
Обычно я
слушаю, могу
ответить на
вопросы по
услышанной
информации.
Я успешно
задаю и
отвечаю
на вопросы по
презентации.
Материал понял,
выполнить задание
могу только
с учителем
Я могу четко
объяснить, чему Я могу четко
я научился. Я объяснить, чему я
Я не могу объяснить,
определяю
научился, но не могу чему я научился, не
сильные и
определить сильные и могу сделать выводы
слабые стороны слабые стороны своей даже с помощью
своей работы, работы, Я не могу
педагога
мне сложно
сделать вывод
сделать вывод
Я могу четко,
объяснить чему
я научился. Я
определяю
сильные и
слабые стороны
своей работы,
сделать выводы
4 Коммуникабельность
3
2
(удовлетворительно) (неудовлетворительно)
не смогли
договориться
Я задаю и
отвечаю на
вопросы по
презентации.
Распределили
обязанности,
выслушали не все
точки зрения,
при обсуждении
начали
конфликтовать
Не смогли
распределить
обязанности, вступили
в конфликт
Я слушаю
Я стараюсь слушать, невнимательно, мешаю
однако часто
другим, не помню
отвлекаюсь.
о чем говорили
Я редко задаю
вопросы и коротко
Я не задаю и не
отвечаю на вопросы, отвечаю
заданные мне.
на вопросы.
Критерии оценивания продуктов деятельности
№ Умения/навыки
Чтение
1 художественного
произведения
5 (отлично)
4 (хорошо)
3
2
(удовлетворительно) (неудовлетворительно)
Чтение плавное,
творческое,
передает
эмоциональное
настроение
произведения,
Чтение плавное,
выразительное,
единичные
ошибки
Чтение порывистое,
эмоционально
бедное,
ошибки
Чтение
невыразительное, не
помогает передать
смысл произведения,
много ошибок
без ошибок
без ошибок
Задание не понял,
Я сам прочитал потребовалось
задание, понял
разъяснение учителя
его и выполнил,
сделал несколько или одноклассника,
ошибок
допустил ошибки
Тема раскрыта
полностью,
оформление
соответствует
требованиям
(стиль,
изображения,
шрифт),
соблюдены
авторские права
Тема раскрыта
полностью,
оформление не
соответствует
требованиям
(стиль,
изображения,
шрифт),
соблюдены
авторские права
Я сам прочитал
задание, понял
2 Письменная работа инструкцию и
выполнил
3
Мультимедийная
презентация
4 Устный доклад
Тема раскрыта
полностью,
хорошо
ориентируется
в содержании,
свободно
отвечает на
вопросы
Тема раскрыта
полностью,
не достаточно
ориентируется
в содержании,
затрудняется
отвечает на
вопросы
При выполнении
письменной работы
допустил большое
кол-во ошибок
Тема раскрыта не
полностью,
оформление не
соответствует
Тема не раскрыта
требованиям (стиль,
изображения, шрифт),
не соблюдены
авторские права
Тема раскрыта не
достаточно,
не может ответить на
вопросы
Тема не раскрыта
VII. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса (9 класс)
Основная задача: снижение напряжения у ребенка с РАС, расширение эмоциональных связей с
окружающим.
№ п\п
Темы занятий
Диагностика.
Кол-во
часов
6
Содержание обучения
Дата
проведения
1.09-13.09
2
Изучение возможностей учащихся.
Обследование устной и письменной речи.
Обследование сформированности
математических представлений; уровня
сформированности ВПФ, временных и
пространственных представлений.
Определить исходный уровень
обученности, т.е. овладения знаниями,
умениями, навыками в объеме
образовательной программы.
Формирование эмоционального контакта с
дефектологом.Развитие взаимодействия
ребёнка с окружающим миром и людьми в
нём.
Коррекция агрессивности через снятие
напряжения. Предупреждение вспышек
агрессии.
Коррекция импульсивности. Коррекция
боязни обычных внешних раздражителей
(телесный контакт); работа над полевым
поведением.
Игры «Ручки», «Хоровод».
Коррекция боязни обычных внешних
раздражителей (прикосновений).
Развитие активности: игры «Поводырь»,
«Птички»...
Коррекция агрессивности через снятие
напряжения. Преодоление нежелательных
реакций ребёнка.
Предупреждение нарастания негативизма.
Развитие контактности: игры «Погладь
кошку», «Поиграй с куклой».
Понимание контекстной речи.
16-17
2
Чувства.
18-19
2
Я и другие.
2
Составление рассказа по сюжетным
картинкам
2
Составление рассказа по картине
21.10
23.10
2
Составление предложений из заданных
слов
25.10
6.11
2
Проверка уровня грамотности (отсутствие
8.11
1-6
7
Усиление
психологической
активности
обучающегося
1
8-9
2
10-11
2
12-13
2
14-15
20-21
Общение
Развитие речи
22-23
24-25
26-27
Сочинение
«Зимние
развлечения».
16.09
18.09
20.09
23.09
25.09
27.09
30.09
2.10
4.10
7.10
9.10
11.10
14.10
16.10
18.10
28-29
Части речи
(существительное,
прилагательное,
глагол).
2
Работа с
деформированным
текстом.
Графический
разбор
предложений.
Списывание.
30-31
2
32-33
2
34-35
Промежуточная
диагностика.
36-37
2
2
Синонимы,
антонимы,
омонимы.
38-39
Однозначные и
многозначные
слова.
2
40-41
Главные и
второстепенные
члены
предложения.
2
42-43
Способы
подчинительной
2
орфографических, пунктуационных,
грамматических и речевых ошибок), а
также умение ясно и правильно излагать
свои мысли. Навыки построения связного
высказывания, установление логики
(связности, последовательности).
Умение определять части речи; знать
самостоятельные части речи, их
морфологические признаки, лексическое
значение, синтаксическую роль в
предложении; умение обнаруживать и
формулировать учебную проблему с
учителем-дефектологом, планировать
необходимые действия. Умение
высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
Умение восстанавливать деформированный
текст. Разбирать графически предложения.
Развитие слухового и зрительного
внимания, восприятия, памяти. Воспитание
самоконтроля при письме.
Умение списывать текст без ошибок,
обнаруживать при списывании
орфограммы.
Умение находить свои ошибки
самостоятельно.
Оценить уровень актуального развития
учащихся. Обследование уровня
сформированности ВПФ, временных и
пространственных представлений.
Обследование устной и письменной речи.
Определить характер динамики, оценить
результативность работы, а также
составить прогноз относительно
дальнейшего развития.
Расширить представление о
художественных приемах использования
синонимов, антонимов, омонимов.
Развитие интереса к лексике русского
языка. Развитие речи, мышления.
Активизация мыслительной деятельности.
Обогащение словарного запаса.
Развитие мыслительных операций,
мышления, навыков адекватной
самооценки. Формирование понятий о
многозначных и однозначных словах, о
словах с прямым и переносным значением.
Обобщение и систематизация изученного
по данной теме. Формирование
общеучебных навыков. Умение
формулировать проблему на основе
анализа текста, ставить перед собой задачу.
Строение словосочетаний; отношения
между компонентами
11.11
13.11
15.11
18.11
20.11
22.11
25.11
27.11
29.11
2.12
4.12
6.12
9.12
11.12
13.12
16.12
18.12
связи:
согласование,
управление,
примыкание.
Зрительный
диктант.
Словарные слова.
Письмо
стихотворений и
предложений по
памяти.
2
48-49
Составление
предложений по
сюжетным
картинкам.
2
50-51
Проверочная
работа.
2
52-53
Внимание
2
44-45
46-47
2
54-55
2
56-57
2
58-59
2
60-61
2
62-63
2
64-65
Память
2
66-67
2
68-69
2
70-71
2
словосочетания; отличие словосочетаний
от слова и предложения; способы
выражения. Развитие навыков
монологической речи, навыков и
способностей критического
мышления (навыков сопоставления,
формулирования и проверки гипотез).
Умение анализировать языковой материал,
процесс собственной учебной
деятельности.
Развитие слуховой и зрительной памяти.
Обогащение словарного запаса.
20.12
23.12
«Найди рифму», «Закончи стихотворение»,
«Строчки перепутались». Развитие
точности, прочности и скорости
запоминания посредством письма по
памяти.
Развитие объема кратковременной и
оперативной памяти посредством
написания зрительных коротких диктантов
( методика И.Т.Федоренко). Подбор
подписей к сюжетным рисункам.
Умение писать под диктовку без ошибок,
соблюдая правила орфографии. Умение
применять пройденные правила при
письме. Развитие слухового внимания и
памяти. Воспитание самоконтроля при
письме.
Устойчивость внимания.
25.12
27.12
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Таблицы Равена. Графический диктант.
Продолжи ряд.
Развитие взаимодействия ребёнка с
окружающим миром.Развитие внимания.
Таблицы.
Переключение внимания.
22.01
24.01
28.12
10.01
13.01
15.01
17.01
20.01
27.01
29.01
31.01
3.02
Распределение внимания.
5.02
7.02
Объем внимания
10.02
12.02
Устойчивость внимания.
14.02
17.02
Развитие аналитико-синтетической сферы. 19.02
Таблицы Равена. Графический диктант. 21.02
Продолжи ряд.
Развитие взаимодействия ребёнка с 24.02
окружающим миром. Развитие внимания. 26.02
Таблицы.
Переключение внимания.
28.02
3.03
72-73
2
Распределение внимания.
74-75
2
Объем внимания
2
Зрительная память.
78
1
79-80
2
Развитие взаимодействия ребёнка с
окружающим миром и людьми в нём.
Развитие памяти. Запомни слова. Найди
отличия.
Слуховая память
81-82
2
83-84
2
85-86
2
76-77
87-88
Память
Мышление
2
89-90
2
91
92
1
1
1
93
1
94
1
95
1
5.03
7.03
10.03
12.03
14.03
17.03
19.03
21.03
2.04
Словесно – логическая память.
4.04
7.04
Продуктивность запоминания.
9.03
11.04
Полнота и точность представлений.
14.04
16.04
Развитие наглядно-действенного мышления 18.04
21.04
Развитие наглядно-образного мышления
23.04
Развитие элементов логического мышления
Развитие взаимодействия с людьми.
Коррекция тревожности и неуверенности.
Снятие напряжения путём вовлечения в
физическое действие, способствование
возникновению партнёрских отношений,
вызов положительных эмоциональных
переживаний.
Развитие сюжетной игры.
Развитие взаимодействия ребёнка с
окружающим миром и людьми в нём.
Коррекция импульсивности. Формирование
целенаправленного поведения.
Развитие
подвижно-ролевой
игры.
«Обезьянка озорница».
Развитие элементарного взаимодействия
ребёнка с людьми.
Развитие личностно-мотивационной сферы.
Мой круг общения.
Развитие подвижно-соревновательных игр.
Строим дом для друзей. Самый ловкий.
Развитие восприятия особых свойств
предметов.
Развитие осязания (контрастные
температурные ощущения: холодный —
горячий), обозначение словом, вкусовые
ощущения (кислый, сладкий, горький,
соленый).
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие дифференцированных
осязательных ощущений (сухое —
25.04
28.04
30.04
5.05
7.05
12.05
96
1
97
1
98-101
Итоговая
диагностика
4
влажное — мокрое и т. д.), их словесное
обозначение.
Развитие восприятия пространства.
Ориентировка в помещении, движение в
заданном направлении, обозначение словом
направления движения. Ориентировка в
школьном помещении, понятия «дальше —
ближе».
Развитие восприятия времени.
Последовательность событий (смена
времени суток). Упражнения на
графической модели «Сутки». Объемность
времени.
Итоговая
диагностика.
Диагностика
эмоционально-поведенческих
особенностей. Диагностика активности.
Итоговая диагностика. Диагностика оценки
своего поведения. Диагностика операций
мышления.
Итоговая
диагностика.
Диагностика
памяти,
внимания.
Диагностика
эмоционального тонуса и эмоциональных
проявлений.
Оценка актуального развития учащихся.
Обследование уровня сформированности
ВПФ, временных и пространственных
представлений. Обследование устной и
письменной речи, чтения.
14.05
16.05
19.05
21.05
23.05
26.02
Приложение (к дефектологическому представлению на учащегося).
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения
(чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому
обследованию, проявления эмоциональных реакций.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно
Оценивается: уровень понимания ребенком инструкции и характера задания (вербальная, устная,
сопровождаемая наглядным показом, невербальная). Отмечается уровень понимания инструкций,
прочитанных учащимися самостоятельно (понимает сразу, требуется повторное чтение, задает
уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостного задания.
Обучаемость
Оценивается: обучаемость ребенка как общая способность к обучению; умение работать по образцу,
инструкции, самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер
оказываемой помощи.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно-познавательной деятельности.
Фиксируется мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.
Темп работы
Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на
протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп
самостоятельной работы на уроке.
Работоспособность
Отмечается уровень и характер работоспособности ( низкая в результате повышенной соматической
истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией и др.)
Показатели развития познавательной деятельности учащегося
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики,
сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, внимания,
памяти, мышления, конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития
оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.
Сформированность учебных навыков
Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с
программными требованиями.
Общая характеристика учебной деятельности
Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и
навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути
достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу,
найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения),
уровень самостоятельной работы, самоконтроль.
VIII. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Компьютер.
2.Предметные и сюжетные картинки.
3.Индивидуальные карточки по программному материалу.
4.Учебники.
5.Художественная литература.
6.Игры для развития мелкой моторики.
7.Прописи для штриховки.
8.Протоколы дефектологического обследования.
9.Оборудования для сенсорного развития.
10.Материал для лепки, рисования.
Материалы М. Монтессори, мозаика, шнуровка, пазлы. Разрезные и парные картинки, плоскостные
фигуры, шаблоны, штриховки.
Оборудования для формирования мышления: сюжетные и предметные иллюстрации для развития
нагляднообразного и элементов логического мышления. Книги, содержащие произведения для развития
нагляднообразного и элементов логического мышления.
Литература
1. «Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция»./Л.О. Пережогин.
М., 2005 г.
2. «Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР»/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.,
«Владос», 2004 г.
3. «»Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития» /Л.А.Данилова,
«Детство-Пресс», 2011 г.
4. «Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ» /М.С.Староверова, М., «Владос», 2014 г.
5. «Ступеньки развития» (Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития),
Н.Ю.Борякова, М.,2000 г.
6. «Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе»/ Вильшанская А.Д. М.:
Школьная пресса, 2006г.
7.« Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в
общеобразовательной школе» (Практические материалы) // Вильшанская А.Д. , 2008 г. № 1.
8.»Коррекционная работа с аутичным ребенком»/О.С.Рудик, М., «Владос», 2014 г.
9.»Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития»/Л.А.Данилова,
С.-Петербург, «Детство-Пресс», 2011 г.
10.»Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений», А.Г.Зикеев,
М., ACADEMA, 2000 г.