Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР
___________/ Жданова Н.И. /
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 51 с.
Березовка
________ /С.В. Макаренко/
Приказ № 178
2024г.
отот« 28.08.
29 августа»
Протокол № 1 от 26.08.2024
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия»
Составила:
Землянская И.В.
учитель-логопед,
первая квалификационная категория
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
(далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП
УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области
«коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционного
курса «Логопедические занятия» рассчитана на 101 час (34 учебные недели) 3
часа отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному
плану) – 5 часов в неделю:
6 часов – на обследование (с 01сентября по 13 сентября – 6 часов, с 19
мая по 26 мая - 4 часа).
91 час – на коррекционные логопедические занятия
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция
дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в
рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
уточнять, расширять и обогащать лексический запас слов;
развивать фонематический слух (способность осуществлять операции
различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
формировать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую
структуру;
формировать представление о гласных как слогообразующих звуках;
формировать умение соотносить звуки и буквы, составлять и читать
графические схемы слов;
формировать представления о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе
слова;
формировать навыки звукового анализа (специальные умственные
действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры
слова);
формировать грамматический строй речи;
обеспечивать условия для развития связной речи у обучающихся.
повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых
средств в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и
дальнем окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы, авторы: Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 1-7
класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
I.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
На логопедических занятиях создаются условия для предупреждения или
минимизации проявления трудностей формирования первоначальных навыков
письма и чтения у обучающихся с системным недоразвитием речи.
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых
норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с
одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и
правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой
стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и
письмом,
нормализацию
звуковой
стороны
речи
и
дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в
целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя
речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков
устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к
развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает
повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется
речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями,
поэтапного формирования умственных действий. Обучение основано на
принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного
комплексного
подхода,
жизненными
компетенциями,
поэтапного
формирования умственных действий.
Логопедическая
различных методов:
коррекция
осуществляется
при
использовании
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудиовидеоматериалами;
и
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при
восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка
видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом
логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков,
самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку и т.п.),
употребляя во фразе обращения, вводные слова – вежливые слова и др.;
формирование первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
работа с учебными принадлежностями, понимая и называя их
назначение;
формирование и развитие умения слушать и понимать речь других,
инструкцию к учебному заданию;
умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя-логопеда;
оценка совместно с логопедом результатов своих действий и действий
других обучающихся.
Предметные:
Минимальный уровень:
определять на слух неречевые звуки, назвать источник звука с опорой на
наглядный материал;
знать названия органов артикуляции;
знать, что каждый звук имеет букву;
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
делить слова на слоги с опорой на наглядный материал;
подбирать обобщающее понятие к группе предметов с опорой на
наглядный материал;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста.
Достаточный уровень:
знать названия органов артикуляции;
знать артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных
звуков;
знать, что каждый звук имеет букву;
определять на слух неречевые звуки, назвать источник звука;
знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков,
роль звуков в различении слов;
делить слова на слоги;
правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
подбирать обобщающие понятие к группе предметов;
дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные
отличия, правильно обозначать их на письме;
писать под диктовку слоги и простые слова.
Система оценки достижений
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося,
используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит
дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок.
Заполняется
мониторинга.
речевая
карта
обучающегося,
Проводится мониторинг состояния устной
первичное (на начало года); итоговое (конец года).
карта
и
результатов
письменной
речи:
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет
степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть
допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает
возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из
уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный
речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.
Программно – методическое обеспечение коррекционного курса
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд.
центр ВЛАДОС,2010.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2015.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:
«ВЛАДОС», 2011.
Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс,
2016.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1,
№2, №3, №4- М.: «Просвещение» 2012.
Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы. М., 2014.
Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:
«Владос», 2009.
Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2017.
Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2017.
Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2017.
Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2017.
Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции
акустической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2016.
Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции
акустической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2016.
Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М:
Издательство «Гном и Д», 2017.
Е.В. Мазанова. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции
аграмматической дисграфии. – М: Издательство «Гном и Д», 2017.
Е.В. Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового
анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической
работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь
№ 1 – М: Аквариум, 2016.
Е.В. Мазанова. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими
отклонения в развитии. Тетрадь № 2 – М: Аквариум, 2016.
Е. Мазанова. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими
отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М: Аквариум, 2016.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
7 класс
Количество часов-101 час (3 занятия в неделю
Кол-во
часов
Дата
Логопедическое обследование устной и письменной речи
6
1.09-13.09
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».
Признаки предложения .
1
16.09
8-9
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.
2
18.09
20.09
10
Слоговой анализ и синтез слов.
1
23.09
11
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
1
25.09
12
Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными
А-Я.
1
27.09
13
Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными
О-Ё.
1
30.09
№
1-6
7
Тема занятия
Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед
гласными У-Ю.
1
2.10
Мягкие согласные звуки перед гласной Е.
2
17
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
1
4.10
7.10
9.10
18
Мягкий знак в конце слова.
1
11.10
19
Мягкий знак в середине слова.
1
14.10
20
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
1
16.10
21
Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'
1
18.10
22-23
Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'
2
21.10
23.10
24
Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'
1
25.10
25
Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'
1
6.11
26
Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш
1
8.11
Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ
2
11.11
14
15-16
27-28
13.11
Состав слова. Корень слова.
2
15.11
18.11
Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.
1
20.11
32-33
Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.
2
22.11
25.11
34-35
Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.
2
27.11
29.11
36
Суффикс, суффиксальный способ образования слов.
1
2.12
37
Приставка, приставочный способ образования слов.
1
4.12
38
Речь. Предложение. Слово.
1
6.12
39
Имя существительное. Значение имён существительных в речи.
1
9.12
40
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
1
11.12
29-30
31
41-42
Глагол. Изменение глаголов по временам.
2
13.12
16.12
43-44
Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде.
2
18.12
20.12
45-46
Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи.
2
23.12
25.12
47-48
Согласование имен прилагательных с именами существительными в
числе, роде, падеже..
2
27.12
28.12
49-50
Распространение предложений путем включения в него имен
прилагательных.
2
10.01
13.01
51-52
Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение местоимений
в речи.
2
15.01
17.01
53-54
Толкование лексического значения слова. Работа с кроссвордами.
2
20.01
22.01
55-56
Однозначные и многозначные слова.
2
24.01
27.01
57-58
Антонимы. Употребление антонимов в тексте.
2
29.01
31.01
Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
2
61-62
Прямое и переносное значение слова.
2
7.02
10.02
63-64
Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование
употребления фразеологизма в тексте.
2
12.02
Предложение. Признаки предложения. Различение предложений, разных
по интонации.
2
Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте
предложений, различных по цели высказывания.
2
59-60
65-66
67-68
3.02
5.02
14.02
17.02
19.02
21.02
24.02
69-70
71-72
73-74
Составление предложений
грамматической форме.
из
слов,
данных
в
правильной
2
26.02
28.02
Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
Грамматическое оформление предложений.
2
Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.
2
3.03
5.03
7.03
10.03
75-76
Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.
2
12.03
14.03
77-78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-97
Составление предложений по картине с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений.
2
Составление предложений по картинке с использованием опорных
слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.
2
Составление предложений из слов. Объединение предложений в
связный текст.
2
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ
предложений на письме.
2
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических
конструкций.
Аналитико-синтетические
упражнения
со
сложносочиненными предложениями.
2
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических
конструкций.
Аналитико-синтетические
упражнения
со
сложноподчиненными предложениями
2
Работа с деформированными предложениями.
оформление предложений с пропущенными словами.
2
Грамматическое
17.03
19.03
21.03
2.04
4.04
7.04
9.04
11.04
14.04
16.04
18.04
21.04
23.04
25.04
Работа с деформированными предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
2
Работа с деформированными предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком
слов.
2
Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.
3
28.04
30.04
5.05
7.05
12.05
Грамматическое оформление предложений. Редактирование анализ
составленных текстов.
98101
Логопедическое обследование устной речи.
Логопедическое обследование навыков письма и чтения.
14.05
16.05
4
19.05
21.05
23.05
26.02