Решаем вместе
Есть вопрос?

Дефектологические занятия 7 КЛАСС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Жданова Н. И../

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 51 с.Березовка
_________/С.В. Макаренко/
Приказ № 178

«26».08.2024 г.

от «28».08. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно - развивающих дефектологических занятий
( вариант 1)
Курс

«Дефектологические занятия»

Класс 7
Учебный год 2024-2025
Срок реализации программы 1 год
Учитель

Землянская Инна Викторовна

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 26.08.2024 г.

с.Березовка
2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для
проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимся 7 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Программа разработана на основе:
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ №51 с.
Березовка
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9
классы под редакцией И.М. Бгажноковой, М., «Просвещение», 2010г.
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК,
диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся.

результатов

Цели и задачи образовательно-коррекционной работы
Данная программа направлена на работу с обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1), имеющими трудности в усвоении
программы по учебным предметам в связи с недоразвитием познавательной деятельности,
моторики и речи.
Цель программы:
- создание системы комплексной помощи обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) в освоении АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через диагностику, коррекцию и
развитие всех сторон познавательной деятельности, связной речи, а также адаптацию
обучающихся в социуме, развитие творческого потенциала обучающихся.
Задачи программы:
1. Обеспечениедоступностиполучениякачественногоосновногообщегообразования.
2. Осуществление индивидуально ориентированной дефектологической помощи детям с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей
психического, физического, речевого развития, индивидуальных возможностей:
- формировать отчетливые разносторонние представления о предметах, явления окружающей
действительности, которые помогут обучающимся воспринимать учебный материал сознательно;
- формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (операции анализа,
сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и
др.);
- повышать общий уровень развития обучающихся и корректировать индивидуальные отклонения
(нарушения) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного
материала и т.д.);
- формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида: умение
ориентироваться в задании; планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с
наглядным образом или словесном указании педагога; осуществлять самоконтроль и самооценку и
др.;
- развиватьречьобучающихсякаксредствообщенияикакспособакоррекцииихмыслительной
деятельности;
- формировать
учебную
мотивацию;

- формировать социально-нравственное поведение:
 ответственное отношение к учебе;
 соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
 осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение
строить межличностные отношения, пассивность и др.);
 осознание необходимости самоконтроля;
3. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
Общая характеристика коррекционного курса «Дефектологические занятия»
В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога,
условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений
познавательного развития детей с нарушениями интеллекта. Данная программа является
комплексной, объединяет различные виды речевой, социальной, коммуникативной деятельности
для достижения целостного развития основных психических процессов ребенка: внимания,
памяти, воли, интеллекта.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к
помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и
педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принципнепрерывностиобеспечиваетпроведениекоррекционнойпсихологическойработы на
всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставление квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов,
техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие
формы работы, которые способствуют разнообразию содержания занятий, а выбор упражнений и
заданий позволит стимулировать познавательный интерес обучающихся.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом
специальных приемов
и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных
образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс:
 частая смена видов деятельности;
 включение в работу больше анализаторов;
 использование ориентировочной основы действий(опорные сигналы,образцы или план
выполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)
 повторяемость программного материала с усложнением;
 дифференциация заданий;
 развитие в адекватном темпе;
 дозированность подачи материала;







объяснение материала в интересной форме;
вовлечение в занимательную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
создание ситуации успеха;
рефлексия изученного.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности
на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:

планирование материала от простого к сложному,

дозирование помощи учителя-дефектолога,

постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной
работе ученика.
Упражнения и задания выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению
заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объем
материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и
упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким
направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
В структуру каждого занятия могут входить задания на:
 развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
 развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие всех видов
мышления;
 развитие пространственной ориентировки и временных отношений;
 развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
 развитие связной речи;
 развитие активного и пассивного словаря;
 уточнение знаний об окружающем мире;
 формирование социально-бытовых навыков.
 Формирование математических знаний, умений и навыков.
Деятельность учителя –дефектолога при реализации программы коррекционного курса
проводится по основным направлениям:
1. Диагностическое направление
Диагностическое направление ориентировано на всестороннее изучение психологопедагогических особенностей ребенка и реализуется в следующем порядке.
1. Изучение документации:
- медицинской: заключение ПМПК при определении варианта обучения, основной диагноз и
анамнез развития, историю развития;
- педагогической: характеристики, тетради, рисунки.
2. Наблюдение за поведением обучающихся в естественных условиях.
3. Наблюдение за игровой деятельностью обучающихся:
- характер эмоциональной реакции при виде игрушки,
- способность самостоятельно выбрать игрушку,
- разумность производимых действий,
- стойкость интереса.
4. Беседа с родителями (законными представителями).
5. Беседа с ребёнком. Выявляет запас сведений и точность представлений:
- о себе
- об окружающем
- о времени, явлениях природы, ориентировки в пространстве,
- особенности речи.

6. Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений
о ребёнке и затем на основе их составления индивидуальной программы обучения и развития.
Дефектологическое обследование обучающихся проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30
мая. На каждого обучающегося учитель-дефектолог заполняет протокол обследования.
Обобщенный результат изучения уровня умственного развития ребенка представляется в
дефектологическом представлении. По результатам обследования проводится группировка
школьников по преобладающим нарушениям познавательных процессов, что помогает учителюдефектологу решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и
определять содержание, методы и приемы педагогического воздействия в каждой группе.
2. Коррекционно-развивающее направление
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится в рамках данного коррекционного курса в форме специально
организованных индивидуальных и групповых занятий.
Основные направления коррекционной работы:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного
восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов; развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетикофонематических представлений, формирование звукового анализа;
- развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков
группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умение
работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие
словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями);
- расширениепредставленийобокружающеммире,развитиеречииобогащениесловаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
На занятиях главное внимание уделяется развитию и коррекции познавательных процессов,
восполнению пробелов в знаниях по учебным предметам и пропедевтике наиболее сложных
разделов программы. В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими
предметами: математикой, чтением, русским языком, окружающим миром, максимально
используется материал, изучаемый на этих уроках.
3. Консультативно-просветительское направление
Учитель-дефектолог оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного
учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин
неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
Консультативная работа включает: психолого-педагогическое консультирование педагогов
по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии
конкретных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
консультативную помощь семье в решении конкретных вопросов воспитания и оказания
возможной помощи ребёнку в освоении адаптированной основной образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы: беседа,
консультация; анкетирование педагогов, родителей; разработка методических материалов и
рекомендаций учителю, родителям.
Цель: создание условий для повышения компетентности родителей, педагогов в
организации обучения и воспитания школьников:
- комплексная помощь обучающемуся, родителям, педагогам.
- включение родителей в образовательный процесс.
4. Методическое направление
Цель:изучениеновинокметодическойлитературы,оснащениекабинетаинновационно-

коррекционной методической литературой; участие в методических объединениях; школьных
консилиумах, насыщение предметно-развивающей среды в кабинете дефектолога.
Методическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного
воздействия на развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия
специалистов.
Организация коррекционно-образовательных занятий.
Программа реализуется через специально организованные коррекционно- образовательные
занятия. В процессе обучения используются групповые формы организации дефектологических
занятий, которые проводятся согласно расписанию.
На занятиях используются настенные таблицы, иллюстрации, раздаточный материал,
настольные дидактические игры, мяч, конструктор. В начале каждого занятия в организационный
момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие
высших психических функций ребенка: восприятие, различных видов памяти и ее процессов
(запоминания, узнавания, воспроизведения), внимания, мышления. Эти упражнения помогают
обучающимся сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают
положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения,
артикуляционная гимнастика.
Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция, возможен показ
действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь
контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается
не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном
моменте и не заостряется на неудаче. В определенных случаях, согласно принципу замещающего
развития, существует возможность возврата (при необходимости) на предыдущий этап работы.
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
- Вводная часть. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на
развитие произвольности психических процессов (приветствие, игра с массажным мячиком,
развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; пальчиковая гимнастика, дыхательные
упражнения - 2-3 мин);
- Основная часть. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие
познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой
моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются упражнения
программного материала, способствующие ликвидации пробелов знаний и умений,
релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и
активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и
развивающие игры и упражнения.
- Заключительная часть. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Курс дефектологических занятий наряду с коррекционной работой входит в систему
комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного
процесса.
Дефектологические занятия с обучающимися проводятся в групповой/подгрупповой
формах. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемдефектологом на основании рекомендаций ПМПК и результатов дефектологической диагностики.
Продолжительность дефектологических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет 30 минут.
Содержание коррекционного курса «Дефектологические занятия»
Курс реализуется на протяжении всего периода обучения и позволяет последовательно и
постепенно преодолевать нарушения познавательной деятельности, а также обусловленные ими
разнообразные трудности в обучении. При составлении планирования учитывается
последовательность и цикличность усвоения материала учащимися. Многократное
воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует формированию у них
стойких навыков и умений. Это в свою очередь способствует преодолению трудностей усвоения

программы.
Содержание курса состоит преимущественно из разделов, направленных на диагностику,
профилактику и коррекцию нарушений познавательной деятельности и восполнения пробелов в
знаниях по предметам, коррекцию нарушений формирования процесса чтения, письма, счета,
формирования функции программирования и контроля собственной деятельности.
1. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений познавательной деятельности.
Зрительное и слуховое восприятие, развитие графомоторных навыков.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие осмысленности
восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие слухового восприятия. Восприятие
размера, формы предметов. Форма (геометрические фигуры). Величина (длина, ширина, высота,
толщина). Формирование графических навыков. Развитие точности и координации в системе
«глаз-рука», развитие навыков точного копирования образца. Формирование элементов
конструкторскихнавыковитворческоговоображения.Воссозданиефигурпоконтурномуобразцу.
Развитие умения анализировать форму плоскостной фигуры. Формирование умения действовать
по заданному алгоритму.
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными образами,
обобщение их отношений; визуальное деление целого объекта на части и, наоборот, элементов
заданной модели, и т. д.
Пространственные и временные представления.
Временные отношения. Времена года, части суток, дни недели. Последовательность дней недели,
времен года. Ориентировка во времени, понятия «раньше, позже, потом». Развитие чувства
времени.Пространственныепонятия.Ориентировкавпространственныхотношениях(«далеко»,
«близко»,«около»,«рядом»«верх»,«низ»,«левое»,«правое»,«середина»,«вверху»,«внизу»,
«слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.). Воссоздание фигур по
контурному образцу. Развитие умения анализировать форму плоскостной фигуры. Формирование
умения действовать по заданному алгоритму. Перемещение и изменение объектов в двумерном
измерении.
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными образами, обобщение их
отношений; визуальное деление целого объекта на части и, наоборот, составление из элементов
заданной модели, перенос свойств одних предметов на другие; поиск совпадающих свойств
разных предметов, деление предметов на несколько заданных фигур, складывание и
перекладывание палочек с целью составления заданных фигур.. Задания на перемещение фигур,
составление фигур из частей.
Развитие памяти.
Развитие объема внимания и оперативной зрительной памяти. Запоминание, сохранение,
воспроизведение информации. Развитие оперативной слуховой памяти. Развитие оперативной
слуховой памяти на числа. Долговременная память. Объем слуховой и зрительной памяти.
Развитие опосредованной памяти. Развитие словесно-логической памяти. Развитие способности
устанавливать связи между словами, связанными и несвязанными по смыслу. Развитие
ассоциативной памяти.
Развивающие игры и упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти, развитие
смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приемы, облегчающие
запоминание.

Развитие внимания.
Развитие скорости ориентировочно-поисковых движений взора, переключаемости внимания.
Развитие объема внимания. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие
концентрации и устойчивости внимания. Тренировка помехоустойчивости и сосредоточенности.
Развитие произвольного внимания. Развитие самоконтроля.
Развивающиеупражнениянавыполнениезаданийпословеснойинструкции,нахождение
«спрятанных слов среди букв, быстрое нахождение определенных чисел в таблице, нахождение и
исправление ошибок в тексте, быстрое нахождение пары цифр по определенным параметрам.
Развитие математических представлений и мышления.
Развитие логического мышления, умения осуществлять анализ и синтез объекта, устанавливать
логические связи и отношения между понятиями. Развитие умения находить и анализировать
закономерности, обобщать. Делать выводы. Решение логических задач с использованием
наглядных моделей, знаков и символов (кодирование/замещение). Развитие подвижности и
гибкости мышления.
Развивающие упражнения, направленные на выделение существенных признаков с последующим
использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий:
продолжение ряда по закономерности, нахождение нарушения в закономерности, поиск
недостающих фигур и т. д. Сравнение, дифференциация, классификация; сравнение предметов;
обобщение по заданному признаку.
Развитие речи и работа с информацией.
Развитие речи. Восприятие и осмысление полученной информации, овладение способами
обработки данной информации, определение учебной задачи. Обогащение словаря.
Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование умения ясно,
четко и последовательно излагать свои мысли. Работа с таблицами. Структура таблицы, запись
информации в таблицу. Работа со схемами и рисунками, ребусы, анаграммы, чайнворды, знаково –
символические обозначения, аббревиатура.
Развивающие игры и упражнения на комбинирование слов из ограниченного сочетания букв;
подбор слов, превращение одних слов в другие путем перестановки или добавления букв, слогов.
Составление слов из слогов, нахождение слов с противоположным значением, составление
предложений и коротких рассказов.
2. Формированиефункциипрограммированияиконтролясобственнойдеятельности.
Формированиеуменияориентироватьсявзадании,уменияпланироватьэтапывыполнения
задания. Основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания, формирование
умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. Развитие умения
работать по образцу, действовать по схеме.
3. Формирование учебной мотивации (базовых учебных действий).
Ликвидация пробелов знаний по учебным предметам: математика, русский язык, чтение.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Дефектологические занятия»
Планируемые личностные результаты
У учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна быть
сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях.
У обучающихся будут сформированы:

проявление познавательной и творческой активности на всех занятиях, умение
выражать свои мысли и чувства посредством речи;

умение слушать, понимать инструкцию учителя, следовать ей при выполнении
заданий;

умение вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и
логично рассказывать о факте, событии, явлении;

умение давать развернутый ответ, воспроизводить в устной речи алгоритмы
выполнения заданий;

желание и умение выполнить задание правильно, в соответствии с данным
образцом, с использованием инструкции учителя;

умение оказывать помощь одноклассникам в затруднительных ситуациях при
решении поставленных задач;

доброжелательное отношение к одноклассникам, умение адекватно воспринимать
ошибки и неудачи своих товарищей;

умение оценивать результаты своей работы с помощью учителя и самостоятельно по
образцу;

умение планировать собственную деятельность;

навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению
учебного задания на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности выполнения (с
помощью учителя);

умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного
задания;

умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических
действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей и
закономерностей (с помощью учителя);

представления о профессионально-трудовой, социальной жизни, семейных
ценностях, гражданской позиции, здоровом образе жизни на примерах содержания
коррекционных заданий.
Планируемые предметные результаты
(Основные требования к умениям учащихся)
Предметные результаты освоения курса «Дефектологические занятия» включает разделы,
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Разнообразие нарушений умственного развития у обучающихся с нарушением интеллекта,
различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их
воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса. Вместе с
тем можно обозначить целевые ориентиры, которые дефектолог пытается достичь.
Предполагаемые
результаты
дефектологической
работы:

В области развития зрительного восприятия, графомоторных навыков:
• сформировано восприятие формы(геометрические фигуры), величины (длина, ширина,
высота, толщина);
• сформированы графические навыки (рисование узоров, штриховка);
• сформированы навыки каллиграфии;
• сформированы навыки точного копирования образца;
• сформированы умения воссоздания фигур по контурному образцу;
• сформированы умения анализировать форму плоскостной фигуры;
• сформированы умения действовать по заданному алгоритму.
В области развития памяти и внимания:
• увеличение объема слуховой и зрительной памяти;
• сформированы навыки запоминания, сохранения, воспроизведении информации;
• сформированы ориентировочно-поисковые движения взора;
• увеличение объема, скорости внимания;
• сформированы устойчивость и концентрация внимания.
В области развития мышления:
• устанавливает закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность;
• группируетпредметыпозаданномуилисамостоятельноустановленномупризнаку;
• называет и характеризует предметы и явления, сравнивает и классифицирует,
устанавливает общие и отличительные свойства, делает обобщения, знает части предметов;
• называет обобщающие названия изученных групп предметов;
• классифицируетпоодномуилинесколькимоснованиям,объясняетсвоидействия;
• читает несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• устанавливает причинно-следственные связи;
• осуществляетлогическуюоперациюустановленияродовидовыхотношений,ограничение
понятия;
• обобщает понятия;
• осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,
от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществляетсравнение,сериациюиклассификацию,самостоятельновыбираяоснованияи
критерии для указанных логических операций;
• строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
В области развития пространственных и временных представлений:
• знает времена года, месяцы, части суток, дни недели;
• определяет последовательность дней недели, месяцев, времен года;
• определяет время по часам;
• ориентируется во времени, в понятиях «раньше, позже, потом»;
• развито чувство времени;
• обозначаетпространственныеотношенияспомощьюслов(«далеко»,«близко»,«около»,
«рядом»,«верх»,«низ»,«левое»,«правое»,«середина»,«вверху»,«внизу»,«слева»,
«справа»,«влево»,«вправо» на плоскости и на листе бумаги);
• анализирует форму плоскостной фигуры;
• ориентируется на плоскости листа;
• ориентируется в схеме собственного тела и тела человека, стоящего на против;

•

выражает словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других
предметов, на плоскости.

В области развития речи:
• умеетвыражатьсобственноемнение,обосновыватьегосучётомситуацииобщения;
• использует нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
• работает с текстом: определяет тему и главную мысль текста, самостоятельно
озаглавливает текст по его теме или главной мысли, выделяет части текста(корректировать
порядок предложений и частей текста), составляет план к заданным текстам;
• составляет рассказ о предмете, по сюжетной картинке;
• составляет предложения, восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении;
• выстраивает последовательность описываемых событий;
• составляет тексты по сюжетному рисунку, по за данным теме и плану;
• работает со словом (распознает прямое и переносное значение слова, его многозначность,
определяет значение слова по контексту), целенаправленно пополняет свой активный
словарный запас; читает (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать
(понимать) смысл прочитанного;
• читает осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
• отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
• ориентируется в построении научно-популярного и учебного текста и использует
полученную информацию в практической деятельности;
• работает с метафорами — понимает переносный смысл выражений, понимает
и
употребляет обороты речи.
В области развития математических представлений:
• читает, называет, записывает, сравнивает, упорядочивает числа в пределах программного
материала в соответствии с АООП;
• считает, присчитывает и отсчитывает единицами, десятками, сотнями в пределах
программного материала в соответствии с АООП;
• выполняет устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного
материала в соответствии с АООП;
• понимает смысл арифметических действий умножения и деления, умение использовать их
на практике;
• вычисляет значение числового выражения;
• читает и записывает величины (массу, время, длину),используя основные единицы
измерения величин;
• выполняет действия с величинами;
• анализирует задач, определяет количество и порядок действий для решения задачи;
• распознает, называет, изображает геометрические фигуры.
Формирование базовых учебных
действий
№
п/п

Базовые учебные действия

Содержание
(разделы
программы)

Личностные учебные действия
1

2

1

Гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих
товарищей.
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия

Все разделы
программы

Вступать в диалоги поддерживать коммуникацию в разных

Все разделы

2

3

1

2
3
4
5

1
2

3

Ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
Бытовых и др.).
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач.
Использовать доступные источники и средства получения
Информации и для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Регулятивные учебные действия

программы

Принимать и сохранять цели задачи решения типовых учебных
и практических задач, осуществлять поиск средств их
осуществления.
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в
процессе деятельности.
Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия

Всеразделы
программы

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию.
Использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление
аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)на
наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
Практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями.
Использовать
в
жизни
и
деятельности
некоторые
меж предметные связи и отношения между объектами и
процессами.

Все разделы
программы

Перечень основных видов учебной деятельности обучающихся
на занятиях
Наименование
разделов
Зрительное и
Слуховое
восприятие, развитие
графомоторных
навыков.

Характеристика основных видов учебной
деятельности обучающихся
- штрих уют в разных направлениях и рисуют по трафарету;
- определяют направление штриховки по словесной инструкции;
- выполняют упражнения на синхронность работы обеих рук;
- дорисовывают предметы до целого образа;
- выполняют пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;
- списывают с готового образца–образца учителя на доске или в
тетради;
-воссоздают целостное изображение предмета по его частям;
-соотносят форму предметов с геометрической формой-эталоном;
-применяют знания о геометрических фигурах при выполнении
заданий;

Пространственные и
временные
представления.

Развитие внимания.

Развитие памяти.

- дифференцируют цвета и их оттенки, используют представления о
цвете в продуктивной и игровой деятельности;
- используют разнообразную цветовую гамму в деятельности;
- описывают различные свойства предметов: цвет, форму, величину;
- определяют изменения предметов в предъявленном ряду;
- находят различия у двух сходных сюжетных картинок;
- различают «наложенные» изображения предметов;
- узнают предметы по пунктирным изображениям, называют
изображения, перечеркнутые дополнительными линиями;
- устанавливают закономерность и продолжают узор;
- Ориентируются на собственном теле: дифференцируют
правую (левую) руки (ноги), правую (левую) часть тела;
- Определяют расположение предметов в пространстве(вверху—
внизу, над — под, справа — слева);
- Осуществляют движение в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад и т. д.);
- Ориентируются в помещении по инструкции педагога;
- Ориентируются в линейном ряду(порядок следования).
- Ориентируются на листе бумаги (центр, верх(низ),правая(левая)
сторона).
- Ориентируются в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
- выражают пространственные отношения между конкретными
объектами посредством предлогов;
- выполняют графический диктант;
- выполняют упражнения на анализ пространственного расположения
фигур, предметов;
- определяют последовательность дней недели, месяцев в году,
времен года;
- соотносят месяцы со временем года;
- определяет время по часам;
- соотносят изображение циферблата с числовой записью времени;
- ориентируется во времени, в понятиях «раньше, позже, потом»;
- работают с графической моделью «Времена года»;
- соотносят выбор одежды, обуви с временем года;
- обозначают временные представления в речи;
- находят в таблице пропущенные числа;
- определяют закономерность, продолжают узор, находят
сочетания букв, цифр в ряду других;
- организовывают свою работу, подчиняют внимание
выполнению задания;
- ищут противоположные признаки предметов, находят фрагменты,
дополняющие рисунок, дорисовывают, определяют
закономерности.
- запоминают предметы, слова и воспроизводят их в исходной
последовательности;
- запоминают слова с помощью ассоциаций (парами);
- запоминают материал на основе зрительного восприятия;
- заучивают наизусть понятия, пословицы, стихотворения, прозу;
- выполняют зрительные диктанты;
- выполняют задания на раскрашивание по вербальной инструкции;
- рисуют предметы по памяти;
- запоминают слова на слух, выделяют лишнее слово на слух;
- запоминают расположение предметов, определяют, что изменилось в

Развитие мышления.

их расположении;
- описывают предметы по памяти;
- пересказывают рассказ, прочитанный педагогом;
- выделяют существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивают предметы, понятия;
- обобщают и классифицируют понятия, предметы ,явления;
- определяют отношения между понятиями или связи между явлениями
и понятиями;
- группируют предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя
существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
- складывают пазлы, разрезные картинки;
- разгадывают ребусы, кроссворды, головоломки;
- конструируют предметы из геометрических фигур;
- соотносят изображенный фрагмент картинки с его местоположением
на картинке;
- устанавливают закономерность, осуществляют выбор пропущенного
элемента, продолжают логическую цепочку чисел;
- исключают лишний предмет, слово по существенным и не
существенным признакам;
- выполняет задания по аналогии;
- решает логические задачи;

Развитие
математических
представлений.

- выполняют устные вычисления;
- располагают числа в порядке возрастания и убывания;
- читают, называют, сравнивают многозначные числа, записывают их
под диктовку;
- называют разряды и классы чисел, определяют, сколько единиц
каждого разряда содержится в числе;
- представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых и наоборот;
- выполняют арифметические действия с многозначными числами;
- воспроизводят в устной речи алгоритм письменного сложения,
вычитания, умножения и деления;
- анализирует задачу, определяет количество и порядок действий,
решают задачи;
- узнают и различают геометрические фигуры среди других
геометрических фигур. Называют их отличительные признаки.
- используют чертежные инструменты для измерения и выполнения
построений геометрических фигур;
- читают и записывают величины (массу, время, длину), используя
основные единицы измерения величин;
- выполняет действия с величинами;

Развитие речи
и работа с
информацией.

с помощью учителя) озаглавливает текст по его теме или главной
мысли, выделяет тему и главную мысль текста, самостоятельно ( части
текста (корректируют порядок предложений и частей текста),
составляют план к заданным текстам;
- выстраивают последовательность описываемых событий;
- составляют тексты по сюжетному рисунку, по заданным теме и плану;
- работают со словом(его многозначность, определяют значение слова
по контексту), целенаправленно пополняют свой активный словарный
запас;
- читают (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать
(понимать) смысл прочитанного;
- читают осознанно и выразительно доступные по объёму
произведения;
- ориентируются в построении научно-популярного и учебного текста и

Используют полученную информацию в практической деятельности;
- работает с метафорами—учатся понимать переносный смысл
выражений;
- работают с деформированным предложением, текстом;
- составлять связное высказывание описательного характера с
опорой на наглядность;
- выполняют словообразование по образцу;
- составляют предложения и рассказы по вопросам учителя, по картине,
серии картин, материалам наблюдений;
- работают с текстом: находят информацию в тексте, отвечают на
вопросы, восстанавливают текст с пропущенными словами, находят в
тексте недостоверные элементы и исправляют их;
- продолжают рассказ по данному началу;
- разгадывают загадки, объясняют пословицы и поговорки;
- определяют значение слов, имеющих несколько значений;
- работают с таблицами: ориентируются в структуре таблицы, узнают
её составные части (столбец, строка), находят информацию по таблице,
заполняют таблицу в соответствии с заданием, заполняют таблицу по
образцу, делают вывод по итогам заполнения таблицы;
- работают со схемами: преобразовывают слова, предложения в
графические знаки и наоборот, находят смысл в знаково–
символических обозначениях, аббревиатуре;
Формирование
функции
программирования и
контроля собственной
деятельности.

- осуществляют самоконтроль, оценивают себя, находят и исправляют
свои ошибки;
- осуществляют словесный отчет о совершаемом действии и результате;
- пользуются простой схемой-планом;
- планируют этапы выполнения задания;
- регулируют простейшие двигательные акты;
- выполняют целенаправленные действия по инструкции
педагога, состоящих из нескольких действий;
- выбирают правильный ответ из предложенных;
- слушают и выполняют словесную инструкцию;
- проводят анализ инструкции, определяют последовательность работы;
- находят отличительные и общие признаки предметов по инструкции
педагога;
- сравнивают два предмета по образцу(опорной схеме);
- устанавливают отношения последовательности между
выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);
- ориентируется в задании, организовывают свою деятельность;
- выбирают правильный ответ из предложенных, рассуждают,
доказывают правильность своего решения;

Формирование
учебной мотивации
(базовых учебных
действий).

Выполняют задания по устранению пробелов в знаниях по русскому
языку и математике.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Учебная программа по предмету
Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(вариант1) на 2024–2025год.
Учебныепособия
 Таблицы, схемы-опоры.
 Материал для устного счёта
 Геометрический материал.
 Индивидуальные карточки.
 Дидактические, развивающие игры.
Методические пособия

Цифровые образовательные
ресурсы

Оборудование

1. Бгажнокова И.М.Психология умственно отсталого
школьника. - М.: Просвещение, 1987
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая
диагностика умственного развития детей.-М.:
Просвещение: Владос, 1995
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость удетей и
подростков. -СПб:Издательство «Дрофа»,2014
4. Москвина А.В., Труфанова Е.Н., Суслова Н.М.
Диагностика младших школьников с нарушением
интеллекта:учебно–методическоепособие/;Мин-во
образования и науки РФ, Федер. агентство по
образованию,Оренб.гос.пед.ун-т.–Оренбург:Изд-в ОГПУ,
2008
 Презентации.
 Факультет коррекционной педагогики
 moi-sat@yandex.ru
Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии (наглядный материал). Е. А Стребелева
 https://cepia.ru/интеллектуальноеразвитиеребенкаи
взрослых. Онлайн-тренажер.
Компьютер

Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов (10 ч)

№
п\п
1-6

7

8-9

10

Коррекция, развитие и
диагностика
восприятия (16 ч)

11

12

13-14

15-16

Календарно – тематическое планирование
7 класс (88 ч)
Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание
реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности
восприятия: объем, наблюдательность
(методика «Понимание предлогов и
слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»,
уровень сложности 6.)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух
групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 6).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень
сложности 6).
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
«Методика «Дорисуй предмет»; «Учимся
видеть»
Упражнения для тренировки развития
восприятия: «Таблица цифр и букв»;
«Рисунок из геометрических фигур»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: Игра «Самые
наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности: Игра «Учись слушать
звуки»; Игра «Развиваем чувство времени»

КолДата
во
проведе
часов
ния
1.096
13.09

1

16.09

2

18.09
20.09

1

23.09

1

25.09

1

27.09

2

30.09
2.10

2

4.10
7.10

Игровые тренинги для развития
наблюдательности: «Измеряем на глазок»;
«Делим на части»; «Что за картина»; «Угадай
голоса»
Упражнения для развития воображения:
«Найди выпавший осколок»

2

9.10
11.10

2

14.10
16.10

Упражнения для развития воображения:
«Какой вид сверху соответствует предмету»
Упражнения для развития воображения: «Что
перепутал художник»
Диагностика развития восприятия

2

18.10
21.10
23.10
25.10
6.11
8.11

Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: Игра «Корректурная
проба»; «Счет по 1, 3, 10, 20»
Игровой тренинг для развития внимания:
«Пропусти число»; «Исправляем ошибки»;
«Сравниваем картинки»
Коррекция и развитие переключаемости
внимания: Методика «Красно – черная
таблица»; Методика «Счет»
Коррекция и развитие переключения
внимания: Игра «Хлопни - встань»; Игра «Не
пропусти профессию»; Игра «Два дела
одновременно»
Коррекция и развитие произвольного
внимания: Игра «Слушаем тишину»; Игра
«Нарисуй и закрась треугольники»; Игра
«Считаем вместе»; Игра «Поем вместе»
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания: Методика
«Корректурная проба – буквенный вариант»;
Методика «Таблицы Шульте»
Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки»; Методика
«Сравниваем картинки»
Диагностика развития внимания

1

11.11

1

13.11

2

15.11

41-42

Упражнения для тренировки памяти:
«Логически не связанный текст»

2

43-44

Упражнения для тренировки памяти:
«Логически связанный текст»

2

18.12
20.12

45-46

Упражнения для тренировки памяти: «Лица с
именами и фамилиями»

2

23.12
25.12

47-48

Упражнения для тренировки памяти:
«Пересказ текстов»

2

27.12
28.12

49-50

Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала: «Перегруппируй
слова»
Упражнения, направленные на развитие

2

10.01
13.01

2

15.01

17-18

19-20
21-22
23-24
25-26
Коррекция, развитие и
диагностика внимания
(14 ч)

27

28

29-29

30-31

32-33

34-35

36-37

38-40
Коррекция, развитие и
диагностика памяти
(19 ч)

51-52

2
2

18.11
2

20.11
22.11

2

25.11
27.11

2

29.11
2.12

2

4.12
6.12

2

9.12
11.12
13.12
16.12

53-54
55
56
57
58

59
Коррекция, развитие и
диагностика
мышления (30ч)

способности устанавливать связи между
элементами материала: «Ассоциативное
мышление»
Игровые тренинги для развития памяти:
«Пословицы»; «Предметы»; «Города»
Игровые тренинги для развития памяти: «Я
положил в мешок»; «Песни»
Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
Коррекция и развитие механической памяти:
«Нелогические пары»
Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти: «Чей предмет?»;
«Угадай, как меня зовут?»; «Запомни
порядок»
Диагностика развития памяти

17.01

2

20.01

1

22.01
24.01

1

27.01

1

29.01

1

31.01

1

3.02

60

Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Пройди лабиринт»

1

5.02

61

Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй рисунок»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Составь фигуру»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: «Дорисуй»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Муха»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Круглые очки»; Анализ
зрительного образа
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Лишнее слово»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления: Игра «Поиск общего»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: Составление предложений
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Совместная история»; «Сколько
в слове слогов»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Ребусы»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Кроссворды»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления: «Найди спрятанное слово»;
«Какое число»
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Четвертый
лишний»
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию: «Назови
одним словом»
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:

1

7.02

1

10.02

1

12.02

1

14.02

1

17.02

1

19.02

1

21.02

1

24.02

2

26.02
28.02

2

3.03
5.03
7.03
10.03
12.03
14.03

62
63
64
65

66
67
68
69-70

71-72
73-74
75-76

77-78

79-80

81-82

2
2

2

17.03
19.03

2

21.03
2.04

2

4.04
7.04

83

84

85

86

87
88
89
Диагностика моторной
деятельности (2 ч)

90

91

Коррекция, развитие и
диагностика мелкой и
сенсорной моторики
(6 ч)

92

93
94

95

96

97
Заключительная
диагностика (4 ч)

98101

«Исключение лишнего»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Преобразование предметов и
слов»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Установление ситуативных
связей между предметами»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Установление причинных связей
между событиями»
Коррекция и развитие причинного
мышления: «Угадывание последствий
событий»
Игры на развитие мышления: «Сравнение
предметов»; «Назови слова»
Игры на развитие мышления: «Назови
соседа»; «Четвертый лишний»
Диагностика развития мышления

1

9.04

1

11.04

1

14.04

1

16.04

1

18.04

1

21.04

1

23.04

Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
Оценка способности отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов (Упражнения «Радость»,
«Печаль»)
Коррекция, развитие мелкой моторики:
пальчиковая гимнастика

1

25.04

1

28.04

1

30.04

Коррекция, развитие мелкой моторики:
массаж пальцев и ладоней
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: «Гимнастика для глаз»;
«Радость»
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: «Печаль»
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов: «Преображение»
Тренинг на расслабление: Дыхательная
гимнастика; «Звуки моря»
Диагностика восприятия

1

5.05

1

7.05

1

12.05

1

14.05

1

16.05

4

19.05
21.05
23.05
26.02

Контрольно-измерительные материалы
Мониторинг диагностических данных первичной и итоговой диагностики психологопедагогического обследования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) является критерием эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит:

динамика в познавательном и речевом развитии учащихся;

заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной
деятельности, навыков контроля и самоконтроля,

умения общаться и сотрудничать.
Данныедиагностическогоисследованияфиксируютсявзаключенииспециалиста.
Способы и формы оценивания результатов: деятельность учащихся в ходе реализации
коррекционно-развивающей программы не оценивается.
Контрольно-измерительные материалы для исследования
уровня развития познавательной деятельности, временных представлений,
пространственной ориентировки.
7 класс
1. Найти 10слов,зашифрованных в буквах. Для этого необходимо считывать текст как можно
быстрее и находить спрятанные слова.

2. В каждом ряду зачеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.
 Огурец,клубника, помидор,кабачок.
 Окружность,треугольник,указка,квадрат.
 Вторник,среда,зима,четверг.
 Саша,Витя,Стас,Семенов.
 Карандаш,бумага,ручка,фломастер.
3. Напиши общее название каждой группе слов.
 Синица,снегирь,ворона…
 Ель,пихта,сосна,пила…
 Молоко,творог,сметана…
 Дирижёр,шофёр, воспитатель…
 Двойка,тройка,пятёрка…

4. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.
лтобс кеар –
олшйьбо–
5. Художник нарисовал картинку о весне. Рассмотри картинку. Расскажи, чего не бывает
весной.

6. Установите связь между понятиями и подчеркните подходящее слово в правом столбике.

7. Прочитай пословицу и подбери к ней подходящую фразу, отражающую смысл пословицы.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить
ножницы б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал
Прочитай слова и раздели их на три группы.
1вариант: догадайся, по какому признаку будешь делить слова.
2вариант: по количеству слогов в слове.
Самолёт, корабль, лодка, собака, порт, телефон, дуб, окунь, квас.
1группа

2группа

3группа

8. Ответь на вопросы:
 Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?



Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?



Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

9. На схеме изображен маршрут, по которому должна ехать машина. Проложите этот
маршрут на рисунке, согласно схеме.

10. В течение 30 секунд рассмотри рисунки в таблице1, закрой их листом бумаги,отыщи и
зачеркни их среди рисунков в таблице 2.

Таблица1.
Таблица2.
11. Прочитай и запомни слова, закрой их листом бумаги и запиши.
Стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь.

12. Найти 10слов ,зашифрованных в буквах. Для этого необходимо считывать текст как можно
быстрее и находить спрятанные слова.

13. В каждом ряду зачеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.
 Тюльпан,лилия,фасоль,ромашка,фиалка.
 Река,море,озеро,мост, пруд.
 Математика,чтение,тетрадь,география,физкультура.
 Стол,табурет,ковер, кресло,кровать.
 Окружность,треугольник,указка,квадрат,четырехугольник.

14. Напиши общее название каждой группе слов.
 Окунь,карась,щука…
 Лопата,молоток,пила…
 Июнь,июль,январь…
 Россия,Турция,Англия…
 Волга,Кама,Лена…
15. Составь те слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.
быкар казаскбийгиклтобс 16. Расставьте правильно слова в каждой строчки у перепутанного стихотворения.
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей – точил клыки,
Дикобраз – давал гудки,
Ёж – накрыт к обеду был
Чиж – усами шевелил,
Рак – летал над облаками,
Стол – гонялся за мышами,
Чайник – прыгал во дворе.
Мальчик– булькал на костре.

17. Установите связь между понятиями и подчеркните подходящее слово в правом столбике.

18. Прочитай пословицу и подбери к ней подходящую фразу, отражающую смысл пословицы.
Лучше меньше, да лучше.
а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.
б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
в) Важно не количество, а качество.
19. Нарисуй в ряд геометрические фигуры: желтый круг справа от зеленого треугольника, но
слева от красного треугольника, синий квадрат между красным треугольником и зеленым
кругом.

20. Ответь на вопросы:
 Может поезд метро столкнуться с автобусом? Почему?



Чем столб отличается от дерева?



У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что
легче нести?

21. Прочитай слова и раздели их на три группы.
1вариант: догадайся по какому признаку будешь делить слова.
2вариант: по количеству слогов в слове.
ДВЕРЬ, КАРАНДАШ, БРОШЬ, МАРКА,СОЛОВЕЙ, КИНО, КОЛОКОЛ, МАРТ, СОЛНЦЕ.
1 группа

2группа

3группа

22. В течение 30 секунд рассмотри рисунки в таблице1,закрой их листом бумаги,отыщии
зачеркни их среди рисунков в таблице 2.

Таблица1.

Таблица2.

23. Прочитай и запомни слова, закрой их листом бумаги и запиши.
Стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь.

Контрольно-измерительные материалы для обследование уровня развития речевой
деятельности, математических представлений, представлений об окружающем
мире.
1. Ответь на вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови членов своей семьи.
3. Как зовут твоих родителей?
4. Назови дату своего рождения.
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь-вечером или утром? Обедаешь- утром или днем? Что бывает
раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
10. Почему снег бывает зимой, а не летом?
11. Назови летние месяцы.
12. Что делает почтальон, врач, учитель?
13. Зачем нужны в школе звонок или парта?
14. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
15. В какое время с деревьев опадают листья?
16. Что остается на земле после дождя?
17. Каких животных ты знаешь?
18. Каких ты знаешь птиц?
19. Как называется наша страна?
20. Что больше: Россия или Удмуртия?
21. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
2. Прочитай рассказ ответь на вопросы, перескажи.
Синичка.
Суровой зимой прилетела синичка к окну. Сюда загнала её жестокая стужа. Бедняжка
искала тёплого приюта. Люди сжалились над бедной птичкой и отворили ей окно. Птичка
доверчиво влетела в тёплую комнату. Она проголодалась и стала жадно клевать хлебные крошки,
рассыпанные на столе. Дети очень полюбили синичку, кормили её и радовались, слыша её весёлое
щебетанье. Но вот настала весна. Дети растворили окно и выпустили маленькую гостью на
свободу. Весело вылетела синичка, села на ближнее дерево и радостно запела. Прошло время.
Вернулась зима. Синичка снова прилетела к окну человека. Но она была теперь не одна. Птичка
запомнила, что здесь её приласкали, и привела с собой свою подругу. (105 слов)
Вопросы:
1. В какое время года описываются события в рассказе?
2. Почему прилетела синичка зимой к окну?
3. Зачем люди отворили окно?
4. Что стала делать птичка в комнате?
5. Как дети отнеслись к гостье и что они с ней сделали весной?
6. Что произошло следующей зимой?

3. Выполни задания.
1. Решите задачу.
В одном доме проживает 230 жильцов, а в соседнем на108 жильцов больше. Сколько всего
жильцов проживает в двух этих домах?
2. Сравните числа.
342 ... 302
450 ... 540
700 ... 700
3. Решите примеры.
626-410
327 -200 +27

475-(100+175)

1. Ответь на вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови членов своей семьи.
3. Как зовут твоих родителей?
4. Назови дату своего рождения.
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь-вечером или утром? Обедаешь- утром или днем? Что бывает
раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
10. Почему снег бывает зимой, а не летом?
11. Назови летние месяцы.
12. Что делает почтальон, врач, учитель?
13. Зачем нужны в школе звонок или парта?
14. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
15. В какое время с деревьев опадают листья?
16. Что остается на земле после дождя?
17. Каких животных ты знаешь?
18. Каких ты знаешь птиц?
19. Как называется наша страна?
20. Что больше: Россия или Удмуртия?
21. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
2. Прочитай текст, ответь на вопросы, перескажи.
Пчёлки на разведках.
Прилетели пчёлки к яблоне и спросили:
— Нет ли у тебя чего-нибудь съестного для нас, голодных
пчёлок? Яблоня отвечала:
— Нет, друзья мои, вы слишком рано прилетели ко мне. Цветы мои ещё скрыты в почках, а кроме

них, у меня ничего нет!
Пчёлки полетели к вишнёвом у дереву.
— Милая вишня,—сказали они,— нет ли у тебя цветов для нас, голодных пчёлок?
Вишня отвечала:
— Прилетайте завтра. Мои цветы ещё не раскрылись, но лишь только они покажутся, милости
просим!
Тогда пчёлки полетели к красному тюльпану, который уже почти совершенно расцвёл.
Цветки его не имели ни запаха, ни сладости. Пчёлки не нашли в нём вовсе меду. Печальные и
голодные, они уже хотели воротиться домой, как вдруг заметили и под кустом тёмно-голубой
цветок. Это была фиалка. Она скромно поджидала гостей и радушно открыла им свою душистую и
сладкую чашечку. Пчёлки насытились и принесли домой первый мёд. (143 слова)
Вопросы:
1. Почем у не нашли пчёлки еды у яблоньки?
2. Почему не нашли пчёлкие ды у вишни?
3. Куда пчёлки полетели потом?
4. Какой цвет окна кормил пчёлок?
5. В какое время года происходят события, описанные в рассказе?
3. Выполни задания.
1. Решите задачу.
С опытного участка собрали 1230кг картофеля, капусты в 5раз меньше, чем картофеля .Сколько
килограммов овощей собрали с опытного участка?
2. Решите примеры.
(2180 +1 320)· 2
(2575 –2 347): 4
3. Впиши пропущенные числа:
2347,2348,…………………………………………………….2352
76928,76927…………………………………………………..76924


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».