Решаем вместе
Есть вопрос?

Адаптивная физическая культура

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка

РАССМОТРЕНО
ШМО
________________________
протокол № 1
от 26.08.2024

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

________________________
__________________________
Н.И. Жданова
С.В. Макаренко
Приказ № 178
Приказ № 178
от 28.08.2024
от 28.08.2024

ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в _9_ классе
(ОВЗ)

с. Березовка 2024 год

Рабочая программа по учебному предмету
"Адаптивная физическая культура"
предметной области "Физическая культура" включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по предмету.
1. Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по
адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на
велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и
сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных
заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: "Плавание",
"Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка",
"Физическая подготовка", "Туризм". Содержание раздела "Плавание" включает задачи на
формирование умений двигаться в воде и навыка плавания. Раздел "Коррекционные
подвижные игры" включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений,
подвижные
игры.
Основными
задачами
являются
формирование
умения
взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. На занятиях по
велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном
велосипеде. Раздел "Лыжная подготовка" предусматривает формирование навыка ходьбы
на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел "Физическая подготовка"
включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Программный материал раздела "Туризм" предусматривает овладение различными
туристическими навыками.
В учебном плане предмет представлен
2. Содержание учебного предмета "Адаптивная физическая культура"
Представлено следующими разделами: "Плавание", "Коррекционные подвижные игры",
"Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".
2.1. Раздел "Плавание".
Вход в воду. Ходьба в воде. Бег в воде. Погружение в воду по шею, с головой.
Выполнение
выдоха под водой. Открывание глаз в воде. Удержание на воде. Скольжение по
поверхности воды
на животе, на спине. Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине.
Выполнение
движений руками, лежа на животе, на спине. Чередование поворота головы с дыханием.
Сочетание движений ног с дыханием. Плавание. Соблюдение правил поведения и
безопасности в
бассейне: во время движения по бортику нельзя толкаться, нельзя сталкивать друг друга с
бортика
бассейна в воду, нельзя топить друг друга, находясь в воде, нельзя заплывать за границы
обозначенной для плавания территории, нельзя спрыгивать с бортика бассейна.
99.2.2. Раздел "Коррекционные подвижные игры".
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание
баскетбольного
мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля

баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание баскетбольного
мяча от
пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия).
Броски мяча
в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного
мяча
сверху (снизу). Прием волейбольного мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через
сетку).
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота,
с
вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем).
Прием
мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча.
Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Бадминтон.
Узнавание
(различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача.
Отбивание
волана снизу (сверху). Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры "Стоп,
хоп, раз".
Соблюдение правил игры "Болото". Соблюдение последовательности действий в игреэстафете
"Полоса препятствий": бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролезание по
туннелю, бег,
передача эстафеты. Соблюдение правил игры "Пятнашки". Соблюдение правил игры
"Рыбаки и
рыбки". Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете "Собери пирамидку":
бег к
пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение
правил
игры "Бросай-ка". Соблюдение правил игры "Быстрые санки". Соблюдение
последовательности
действий в игре-эстафете "Строим дом".
2.3. Раздел "Велосипедная подготовка".
Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо,
педали,
седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на
трехколесный
велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль,
посадка на
седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без
вращения
педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным
(ножным)
тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на
двухколесный
велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном
велосипеде
по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом. Торможение ручным
(ножным)
тормозом. Разворот на двухколесном велосипеде. Объезд препятствий. Преодоление
подъемов

(спусков). Езда в группе. Соблюдение правил дорожного движения во время езды по
дороге:
начало движения по сигналу, остановка перед выездом на трассу, езда по правой стороне
дороги.
Уход за велосипедом (содержание в чистоте, сообщение о неисправности велосипеда,
накачивание
колеса)
2.4. Раздел "Лыжная подготовка".
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Транспортировка
лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к
лыжам:
удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка
лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые
движения
на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным
шагом.
Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения из положения
"лежа на
боку": приставление одной ноги к другой, переход в положение "сидя на боку" (опора на
правую
руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой ноги с опорой на поверхность,
подъем в
положение "стоя" с опорой на правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах:
вокруг пяток
лыж (носков лыж), махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько)
скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного
хода.
Преодоление подъемов ступающим шагом ("лесенкой", "полуелочкой", "елочкой").
Выполнение
торможения при спуске со склона нажимом палок ("полуплугом", "плугом", падением).
2.5. Раздел "Туризм".
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок,
туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности
действий при
складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной
посуды,
средства личной гигиены). Соблюдение последовательности действий при раскладывании
спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла, развязывание тесьмы,
раскатывание мешка. Соблюдение последовательности действий при расположении в
спальном
мешке: расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального
мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до капюшона. Соблюдение
последовательности действий при складывании спального мешка: совмещение углов
верхней
части мешка, скручивание мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол,
затягивание
чехла. Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены палатки,
растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки палатки. Раскладывание
палатки.

Ориентировка в частях палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при
закреплении
палатки на земле. Установление стоек. Установление растяжек палатки. Соблюдение
последовательности действий при разборке установленной палатки: вынимание колышков
(с
растяжки, из днища), складывание колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и
складывание стоек в чехол, складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки,
складывание
палатки и всех комплектующих в сумку-чехол, закрывание сумки-чехла. Подготовка
кострового
места. Складывание костра. Разжигание костра. Поддержание огня в костре. Тушение
костра.
Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда
уходить
без разрешения взрослого, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения
взрослого,
нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.
2.6. Раздел "Физическая подготовка".
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и
перестроения: основная стойка, стойка "ноги на ширине плеч" ("ноги на ширине ступни").
Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг.
Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте
в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения:
произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох
через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя
руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание
пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые
движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения
руками в исходных положениях "стоя", "сидя", "лежа" (на боку, на спине, на животе):
вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в
исходном положении "руки к плечам". Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые
движения. Поднимание головы в положении "лежа на животе". Наклоны туловища вперед
(в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми
руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой.
Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание.
Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание
(отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения "лежа" в
положение "сидя" (из положения "сидя" в положение "лежа"). Ходьба по доске, лежащей
на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности
гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки,
движущейся поверхности, с предметами (препятствиями). Прыжки на двух ногах (с одной
ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение
руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание
вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны).
Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем
вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая

голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном
(медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в
умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления
движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра
(захлестыванием голени, приставным шагом). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с
поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки
на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с
одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с
разбега. Прыжки в высоту, глубину. Ползание, подлезание, лазание, перелезание.
Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на
четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке
вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в
шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о
пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на
дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе
(беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета "Адаптивная
физическая культура".
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений: освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (с использованием технических средств);
освоение
двигательных
навыков,
последовательности
движений,
развитие
координационных способностей; совершенствование физических качеств: ловкости, силы,
быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал.
2)
Соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и независимостью: умение определять свое самочувствие в связи с
физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на
велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание: интерес к
определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде,
ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая
подготовка; умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать,
играть в подвижные игры.
4. Тематическое планирование учебного предмета
"Адаптивная физическая культура".
№
1
2
3
4
5
Итого:

Тема
Легкая атлетика
Спортивные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Спортивные игры
Легкая атлетика

Количество часов
16
22
35
19
10
102

6. Материально-техническое оснащение учебного предмета
"Адаптивная физическая культура".

предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так
и специальное адаптированное оборудование для обучающихся с различными
нарушениями
развития,
включая
тренажеры,
специальные
велосипеды
(с
ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр.
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного,
туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с
темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного
диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие
модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные,
баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-хколесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные
мешки, наборы
походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные
и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания,
тренажеры, кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные); мебель:
шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столыкушетки.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в _9_ классе
(ОВЗ)

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

Тема урока
Легкая атлетика (16 часов)
Правила безопасности на занятиях легкой атлетикой
Специальные беговые упражнения
Развитие скоростных качеств
Бег по дистанции 70-80 метров
Финиширование
Прыжок в длину
Метание 150 г мяча на дальность с 5-6 шагов
Прыжок в длину на результат
Техника выполнения метания мяча с разбега
Бег на средние дистанции
Бег 2000 м
Общеразвивающие упражнения
Специальные беговые упражнения
Спортивные игры
Преодоление горизонтальных препятствий
Правила использования легкоатлетических упражнений для
развития выносливости
Спортивные игры (22 часа)
Ведение мяча с сопротивлением на месте
Бросок двумя руками от головы с места
Учебная игра
Развитие координационных способностей
Передача мяча разными способами на месте
Личная защита

Дата
02.09.2024
04.09.2024
06.09.2024
09.09.2024
11.09.2024
13.09.2024
16.09.2024
18.09.2024
20.09.2024
23.09.2024
25.09.2024
27.09.2024
30.09.2024
02.10.2024
07.10.2024
09.10.2024

11.10.2024
14.10.2024
16.10.2024
18.10.2024
21.10.2024
23.10.2024

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Бросок одной рукой от плеча с места
Передача мяча разными способами в движении
Техника приёма мяча двумя руками снизу
Преодоление полосы препятствий
Закрепление приёма мяча двумя руками снизу
Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху
Техника нижней прямой подачи мяча
Совершенствование техники передачи мяча
Закрепление техники прямой нижней подачи мяча
Совершенствование техники приёма мяча снизу и передачи
сверху
Совершенствование техники пройденных элементов волейбола
Тренировка в подтягивании
Повторить элементы волейбола
Тренировка в подтягивании
Игры с элементами волейбола
Подтягивание на перекладине
Гимнастика с элементами акробатики (35 часов)
Техника безопасности во время занятий гимнастикой
Строевые упражнения
Кувырки вперед и назад
Лазанье по канату в три приема
Кувырок назад
Длинный кувырок
Два кувырка вперед
Стойка на голове и руках
Мост
Мост и поворот в упор стоя на одном колене
Лазанье по канату
Акробатические упражнения
Опорный прыжок согнув ноги
Опорный прыжок согнув ноги
Акробатическая комбинация
Акробатическая комбинация
Опорный прыжок: согнув ноги
Закрепление изученных элементов на снарядах
Лазание по канату
Упражнения в равновесии
Гимнастическая полоса препятствий
Опорный прыжок
Подтягивание, поднимание туловища
Лазание по канату изученным способом
Игры на внимание
Техника длинного кувырка вперёд
Техника кувырка назад
Соединение из 3-4 элементов
Подтягивание, поднимание туловища
Полоса препятствий
Строевые упражнения
Упражнения в равновесии

25.10.2024
06.11.2024
08.11.2024
11.11.2024
13.11.2024
15.11.2024
18.11.2024
20.11.2024
22.11.2024
25.11.2024
27.11.2024
29.11.2024
02.12.2024
04.12.2024
06.12.2024
09.12.2024
11.12.2024
13.12.2024
18.12.2024
20.12.2024
23.12.2024
25.12.2024
27.12.2024
28.12.2024
10.01.2025
13.01.2025
15.01.2025
17.01.2025
20.01.2025
22.01.2025
24.01.2025
27.01.2025
29.01.2025
31.01.2025
03.02.2025
05.02.2025
07.02.2025
10.02.2025
12.02.2025
14.02.2025
17.02.2025
19.02.2025
21.02.2025
24.02.2025
26.02.2025
28.02.2025
03.03.2025
05.03.2025

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Стойка и передвижение в стойке
Упражнения в равновесии
Упражнения в равновесии
Спортивные игры (19 часов)
Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты
отскока
Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты
о87тскока
Передача мяча с перемещением
Передача мяча с перемещением
Броски мяча после ведения
Броски мяча после ведения
Позиционное нападение и личная защита в игровых
взаимодействиях
Учебная игра в баскетбол
Учебная игра в баскетбол
Учебная игра в баскетбол
Передачи мяча
Прием мяча снизу после подачи
Отбивание мяча кулаком через сетку
Верхняя и нижняя передачи через сетку
Верхняя и нижняя передачи через сетку
Верхняя передача сверху на месте и с перемещением
Верхняя передача сверху на месте и с перемещением
Игра по упрощенным правилам
Игра по упрощенным правилам
Легкая атлетика (7 часов)
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой
Бег 30 м, 100м
Бег 30 м, 100м
Медленный бег 6 мин
Медленный бег до 7мин
Медленный бег до 7мин
Техника прыжка в длину с разбега в 15-20 шагов
Итого:

07.03.2025
10.03.2025
12.03.2025
14.03.2025
17.03.2025
19.03.2025
21.03.2025
02.04.2025
04.04.2025
07.04.2025
09.04.2025
11.04.2025
14.04.2025
16.04.2025
18.04.2025
21.04.2025
23.04.2025
25.04.2025
28.04.2025
30.04.2025
05.05.2025
07.05.2025
12.05.2025
14.05.2025
16.05.2025
19.05.2025
21.05.2025
23.05.2025
26.05.2025
99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».