Решаем вместе
Есть вопрос?

Адаптированная рабочая программа Математика. 6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Сальский район
МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО коррекционно –
развивающего обучения

заместитель директора по
УВР

Директор
________________________

Лупа Е.В. ________________________
Протокол №1 от «29»
августа↵ 2023 г.

Н.И. Жданова
приказ № 194 от «29»
августа 2023 г.

С.В. Макаренко
Приказ № 202 от «29»
августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
вариант 1
предмета «Математика»
6 класса
на 2023 -2024 учебный год

с. Березовка 2023

Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа по математике для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями
Программа учебного предмета «Математика» составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013
№ 203-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 24 ноября 2022 г.;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28. 09.
2020 г. (с изменениями и дополнениями от 01.01.2021 г.);
Согласно учебному плану на изучение математики отводится:
6 класс- 136 часов (4 часа в неделю). Из них контрольных работ -8ч; практическая работа,
входная контрольная работа -1ч, итоговая контрольная работа-1ч.
Осуществление образовательной деятельности возможно на основе использования
учебника «Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», авт. Т. В.
Алышева, Т. В. Амосова, М. А. Мочалина.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков в 6 классе
программа разработана на 136 часов.
Основной целью реализации АООП в отношении обучающихся с на- рушением
интеллектуального развития является создание условий для максимального
удовлетворения их особых образовательных потребно- стей, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта. Этой целью следует руководствоваться и при
организации образовательной деятельности по учебному предмету «Математика».
В Примерной АООП образования обучающихся с умственной от- сталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на этапе об- учения в 5–9 классах указано,
что осуществление образовательной дея- тельности по обучению математике
осуществляется в целях подготовки обучающихся с лёгкой умственной отсталостью к
жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
В соответствии с этими общими целевыми ориентирами, обозначен- ными в АООП,
в 6 классе целью обучения математике детей с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) являет- ся формирование жизненных компетенций у
обучающихся в процессе усвоения ими математических знаний и умений, подготовка их к
про- фессиональной деятельности.
Исходя из указанной цели и общих задач обучения математики в 5–9 классах,
которые указаны в Примерной АООП (вариант 1), можно
определить следующие задачи изучения математики в 6 классе обучаю- щимися с
лёгкой умственной отсталостью:

образовательные задачи: формирование и развитие математи- ческих знаний и
умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
формирование умения использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;
коррекционные задачи: коррекция недостатков познавательной деятельности и
повышение уровня общего развития;
воспитательные задачи: воспитание положительных качеств и свойств личности.
Образовательные задачи напрямую связаны с планируемыми предмет- ными
результатами и содержанием курса математики в 6 классе, которые представлены в рабочей
программе, включённой в настоящий сборник.
Основные образовательные задачи изучения математики в 6 классе обучающимися
с лёгкой умственной отсталостью состоят в следующем:
сформировать знания и выработать умения по нумерации чисел в пределах 1 000 000:
познакомить с новыми разрядными единицами (1 дес. тыс., 1 сот. тыс., 1 ед. млн); научить
читать, записывать, срав- нивать целые числа в пределах 1 000 000; обучить навыкам
присчи- тывания, отсчитывания по 1 000, 10 000, 100 000 в пределах 1 000 000;
сформировать умение представлять числа в пределах 10 000 в виде суммы разрядных
слагаемых и получать четырёхзначные числа из разрядных слагаемых;
познакомить с цифрами римской нумерации, сформировать умение прочитать и
записать числа I–XXV;
познакомить с новой
единицей
измерения времени
–
веком (1 в.) и
соотношением 1 в. = 100 лет; сформировать навыки опе- рирования денежными купюрами
(размен, замена) в пределах 10 000 р.; выработать умение сравнивать, упорядочивать,
преобразо- вывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы (в пределах
10 000);
сформировать навыки устного выполнения арифметических дей- ствий с целыми
числами в пределах 10 000 (лёгкие случаи); пись- менного выполнения арифметических
действий (сложение, вычита- ние, умножение и деление на однозначное число и круглые
десятки) с числами в пределах 10 000, с проверкой правильности выполнения сложения и
вычитания; умножения чисел 10, 100, 1 000 и на 10, 100,
1 000; деление на 10, 100, 1 000 без остатка и с остатком в пределах
10 000;
сформировать навыки выполнения сложения и вычитания чисел, полученных при
измерении двумя единицами измерения (мерами) длины, стоимости, массы: лёгкие случаи
без преобразований – при- ёмами устных вычислений, с преобразованием – приёмами письменных вычислений;
сформировать умение находить одну часть от числа, несколько частей от числа;
познакомить со смешанным числом; выработать умение выполнять простейшие
преобразования обыкновенных дробей (с помощью учителя); выполнять сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные
числа;
выработать умение решать простые задачи на нахождение рассто- яния, скорости,
времени, на нахождение дроби от числа; решение составных задач в 2–3 арифметических
действия;
выработать навыки построения треугольников по трём данным сто- ронам с
помощью циркуля и линейки; сформировать умение диф- ференцировать виды прямых
линий в зависимости от их положения на плоскости (параллельные, перпендикулярные),
навыки постро- ения параллельных, перпендикулярных прямых; сформировать
представление о взаимном расположении прямых в пространстве (наклонное,
горизонтальное, вертикальное); сформировать умение находить ось симметрии
симметричного плоского предмета, опреде- лять и строить точки, симметричные
относительно оси симметрии.

Планируемые результаты освоения освоения учебного предмета
«Математика»
Планируемые личностные результаты1
У обучающегося будут сформированы:
• проявление мотивации при выполнении отдельных видов практиче- ской деятельности на
уроке математики, при выполнении домашне- го задания и во внеурочной
деятельности;
• желание и умение выполнить математическое задание правильно, в соответствии с
данным образцом с использованием знаковой сим- волики или инструкцией учителя,
высказанной с использованием математической терминологии;
• умение организовать собственную деятельность по выполнению учебного задания на
основе данного образца, инструкции учителя, с соблюдением пошагового выполнения
алгоритма математической операции;
• умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения мате- матической
операции (вычислений, измерений, построений) с ис- пользованием математической
терминологии и использовать его в собственной практической деятельности (с
помощью учителя);
• умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических
действий сравнения, аналогии, обобщения, установле- ния причинно-следственных
связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием математической
терминологии;
• навыки самостоятельной работы с учебником математики и иными дидактическими
материалами при выполнении отдельных видов де- ятельности;
• навыки безопасной организации учебной деятельности на уроке; знание
элементарных правил безопасного использования инстру-

•

•

•

•

•

ментов (измерительных, чертёжных), следование им при организа- ции собственной
деятельности;
навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдель- ных видов
деятельности и групповой работы на уроке математи- ки; доброжелательное и
уважительное отношение к учителю и од- ноклассникам; проявление терпения и
адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников (с помощью
учителя);
умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятель- ности для
достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при
необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных
затруднений в выполнении математи-ческого задания и принять её;
умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказан- ные учителем или
одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность по
выполнению математического задания;
знание отдельных способов проверки правильности вычислений, измерений,
построений и пр., умение их применять для самооцен- ки выполненной практической
деятельности (с помощью учителя), при необходимости осуществлять необходимые
исправления невер-но выполненного задания;
понимание связи математических знаний с некоторыми жизненны- ми ситуациями,
умение применять математические знания для ре- шения доступных жизненных задач и
в процессе овладения профес- сионально-трудовыми навыками на уроках обучения

профильномутруду (с помощью учителя);
• элементарные представления о семейных ценностях, здоровом и безопасном образе
жизни, бережном отношении к природе; уме- ние использовать в этих целях
усвоенные математические знания и умения;
• уважительное отношение к месту своего проживания, малой роди- не, культуре
своего и других народов, проживающих в России.
Планируемые предметные результаты
минимальный уровень
• читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000; в пределах 100 000 и 1 000 000

•
•
•
•

•

•
•

•
•
•

•

– с помощью учителя; определять количество единиц каждого разряда в числах в
пределах 10 000; представлять числа в пределах 10 000 в виде суммы разрядных
слагаемых; присчитывать разрядные единицы (1 000, 10 000, 100 000); сравнивать числа
в пределах 10 000;
осуществлять размен, замену нескольких купюр одной в пределах 10 000 р.;
знать название, обозначение единицы измерения (меры) времени — век (1 в.),
соотношение 1 в. = 100 лет (с помощью учителя);
выполнять сравнение, упорядочение, преобразование чисел, полу- ченных при
измерении стоимости, длины, массы (лёгкие случаи, с помощью учителя);
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без пере- хода через разряд и с
переходом через разряд приёмами письменных вычислений; без перехода через разряд
(лёгкие случаи) – приёмами устных вычислений;
выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число,
круглые десятки приёмами письменных вычислений (с помощью учителя), с
использованием при вычислениях таблиц умножения на печатной основе (в трудных
случаях);
выполнять умножение чисел 10, 100, 1 000 и на 10, 100, 1 000; деление на 10, 100, 1 000 без
остатка в пределах 10 000; деление с остатком на 10, 100, 1 000 (с помощью учителя);
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами
измерения (мерами) длины, стоимости, массы: без преобразований (лёгкие случаи) –
приёмами устных вычислений, с преобразованием – приёмами письменных
вычислений (с помощью учителя);
находить значение числового выражения в 2 арифметических действия со скобками и
без скобок (с помощью учителя);
находить одну часть от числа;
записывать, сравнивать смешанные числа; прочитать запись смешанного числа;
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе числа 2–10, с помощью
учителя), без преобразований чисел, полученных в ответе;
выполнять решение простых задач на нахождение расстояния; решение простых задач
на нахождение скорости, времени (с помощью
учителя); решение составных задач в 2–3 арифметических действия (с помощью
учителя);
• строить треугольники по трём данным сторонам с помощью цирку- ля и линейки (с
помощью учителя); различать параллельные, пер- пендикулярные прямые; строить
перпендикулярные прямые; опре- делять симметричные предметы, геометрические

фигуры; находить ось симметрии симметричного плоского предмета; знать элементы
куба, бруса.
достаточный уровень
• читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000; опре- делять количество

•
•
•
•
•

•

•
•

единиц каждого разряда в числах в пределах 1 000 000; представлять числа в пределах 10
000 в виде суммы разрядных слагаемых; получать четырёхзначные числа из разрядных
слагае- мых; присчитывать, отсчитывать разрядные единицы (1 000, 10 000, 100 000);
сравнивать числа в пределах 1 000 000; упорядочивать числа в пределах 10 000;
знать римские цифры, уметь читать и записывать числа I–XXV;
осуществлять размен, замену нескольких купюр одной в пределах 10 000 р.;
знать название, обозначение единицы измерения (меры) времени – век (1 в.),
соотношение 1 в. = 100 лет;
выполнять сравнение, упорядочение, преобразование чисел, полу- ченных при
измерении стоимости, длины, массы (в пределах 10 000);
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без пере- хода через разряд
приёмами устных вычислений, с переходом через разряд приёмами письменных
вычислений; выполнять проверку сложения и вычитания;
выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на одно- значное число,
круглые десятки приёмами письменных вычисле- ний; лёгкие случаи – приёмами
устных вычислений;
выполнять умножение чисел 10, 100, 1 000 и на 10, 100, 1 000; деление на 10, 100, 1 000
без остатка и с остатком в пределах 10 000;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измере- нии двумя
единицами измерения (мерами) длины, стоимости, мас- сы: без преобразований
(лёгкие случаи) – приёмами устных вычис- лений, с преобразованием – приёмами
письменных вычислений;

• находить значение числового выражения в 2 арифметических дей- ствия со скобками

и без скобок (сложение, вычитание, умножение, деление);
• находить одну часть от числа, несколько частей от числа;
• получать, обозначать, сравнивать смешанные числа; прочитать за- пись смешанного
числа; заменять мелкие доли крупными долями (сокращение), неправильные дроби
целыми или смешанными чис- лами (с помощью учителя); выполнять сложение и
вычитание обык- новенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
• знать о пропорциональной зависимости между скоростью, време- нем, расстоянием;
выполнять решение простых задач на нахождение расстояния, скорости, времени;
решение простых задач на нахожде- ние дроби от числа; решение составных задач в 2–3
арифметических действия;
• строить треугольники по трём данным сторонам с помощью цир- куля и линейки;
знать виды прямых линий в зависимости от их положения на плоскости
(параллельные, перпендикулярные), их обозначение с использованием знаков ┴, ║;
строить параллельные, перпендикулярные прямые; различать взаимное положение
прямых в пространстве (наклонное, горизонтальное, вертикальное); опре- делять
симметричные предметы, геометрические фигуры; нахо- дить ось симметрии
симметричного плоского предмета; определять и строить точки, симметричные
относительно оси симметрии; знать элементы куба, бруса и их свойства.
Содержание учебного предмета «Математика»

нумерация
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Разрядные единицы: 1 дес. тыс., 1 сот. тыс., 1
ед. млн. Получение единиц тысяч, десятков тысяч, со- тен тысяч, 1 млн из разрядных
единиц. Присчитывание, отсчитывание по 1 000, 10 000, 100 000 в пределах 1 000 000.
Получение, запись, чтение четырёхзначных, пятизначных, шестизнач- ных чисел. Разряды:
единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч; класс
единиц, класс тысяч. Определение количества единиц каждого разряда в числах в пределах
1 млн. Представление чисел в пределах 10 000 в виде суммы разрядных слагаемых.
Получение четырёхзначных чисел из раз- рядных слагаемых.
Сравнение чисел в пределах 1 000 000. Упорядочение чисел в пределах 10 000. Округление
чисел в пределах 10 000 до десятков, до сотен.
Римская нумерация. Обозначение римскими цифрами чисел I–XXV.
единицы измерения и их соотношения
Денежные купюры достоинством 2 000 р., 5 000 р.; размен, замена не- скольких купюр
одной купюрой в пределах 10 000 р.
Единица измерения (мера) времени – век (1 в.). Соотношение: 1 в. = 100 лет.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, дли- ны, массы (в
пределах 10 000).
арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 на основе устных и письменных
вычислительных приёмов, их проверка. Сложение и вы- читание чисел на основе
присчитывания, отсчитывания разрядных еди- ниц в пределах 1 000 000 приёмами устных
вычислений (с записью при- мера в строчку).
Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки в преде- лах 10 000
приёмами устных и письменных вычислений; проверка пра- вильности вычислений.
Деление с остатком на однозначное число, кру- глые десятки в пределах 10 000.
Умножение чисел 10, 100, 1 000 и на 10, 100, 1 000 в пределах 10 000;
деление на 10, 100, 1 000 в пределах 10 000 без остатка и с остатком.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя еди- ницами измерения
(мерами) длины, стоимости, массы (устные и пись- менные вычисления).
Нахождение значения числового выражения в 2–3 арифметических действия со
скобками и без скобок (сложение, вычитание, умножение, деление) с числами в пределах
10 000.
дроби
Нахождение одной части от числа. Нахождение нескольких частей от числа.
Образование, запись и чтение смешанных чисел. Сравнение смешан- ных чисел.
Преобразования обыкновенных дробей: замена крупных долей бо- лее мелкими
долями; замена мелких долей более крупными долями (сокращение); замена неправильных
дробей целыми или смешанными числами. Основное свойство дроби. Дроби сократимые и
несократи- мые.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаме- нателями.
арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.
Простые арифметические задачи на пропорциональную зависимость между скоростью,

временем, расстоянием.
Составные задачи в 2–3 арифметических действия.
геометрический материал
Построение треугольников по трём данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе
перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные). Знаки:
┴, ║. Построение перпендикулярных прямых. Построение параллель- ных прямых.
Взаимное положение прямых в пространстве (наклонное, горизон- тальное,
вертикальное). Уровень, отвес.
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры; ось симметрии.
Построение точек, симметрично расположенных относи- тельно оси симметрии.
Геометрические тела – куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их
количество, свойства. Противоположные грани куба, бру- са. Смежные грани куба, бруса.
Масштаб: 1 : 100; 1 : 1 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий является урок.
Тематическое планирование
6 класс – 4 ч в неделю, 136 ч в году

назва
количест
разделы
ние
вочасов
программы
темы/
раздел
а
первое полугодие – 64 ч
тысяча (26 ч)

Содержание темы/раздела

Нумера
ция в
предела
х 1 000
(повто
рение)

Римска
я
нумера
ция

5

1

Нумерация

Чтение и запись чисел в
пределах 1 000.
Разряды, их место в за- писи числа.
Получение трёхзначных чисел из
сотен, десятков, единиц.
Дифференциация чисел на
однозначные, двузнач- ные,
трёхзначные.
Представление трёхзнач- ных чисел в
виде суммы разрядных слагаемых;
по- лучение трёхзначных чисел из
разрядных слагаемых.
Моделирование чисел, по- лученных
при измерении стоимости в
пределах
1 000 р., на основе их раз- рядного
состава.
Числовой ряд в пределах
1 000. Место каждого числа в
числовом ряду. Получе- ние
следующего, предыду- щего чисел.
Присчитывание, отсчиты- вание по
1 ед., 1 дес., 1 сот.
в пределах 1 000.
Сравнение, упорядочение чисел в
пределах 1 000.
Округление чисел в преде- лах 1 000
до десятков,
до сотен

Арифметическ
ие действия

Сложение и вычитание
в пределах 1 000 на основе
разрядного состава чисел;
присчитывания, отсчиты- вания по
1, по 10, по 100. Табличное
умножение и деление.
Нахождение значения чис- лового
выражения
в 2 арифметических дей- ствия с
числами в пределах 1 000

Нумерация

Арабские, римские цифры.
Обозначение римскими цифрами
чисел I–XXV, их запись, чтение.

Арифметическ
ие задачи

Краткая запись задачи с
использованием чисел рим- ской
нумерации (I, II, III). Решение
составных задач в 2
арифметических действия

Лин
ии и
угл
ы,
их
вид
ы

1

Геометрически
й материал

Линии (прямая, кривая, луч,
отрезок, ломаная), их
дифференциация.
Дифференциация замкнутых,
незамкнутых линий (кривых,
ломаных).
Измерение длины отрезков,
построение отрезков заданной
длины.
Вычисление длины лома ной.
Углы (прямой, острый, тупой),
их дифференциация. Построение
углов

Сложение
и
вычитан
ие в
пределах
1 000

4

Арифметичес
кие действия

Сложение и вычитание чисел в
пределах 1 000 без перехода через
разряд приёмами устных
вычислений (запись примера в
строчку), с переходом через
разряд приёмами письменных
вычислений (запись примера в
столбик).
Нахождение значения числового
выражения со скобками в 3
арифметических действия
(сложение, вычитание) с
числами
в пределах 1 000.
Решение примеров
с неизвестным слагаемым,
уменьшаемым, вычитаемым с
числами в пределах 1 000;
проверка правильности
вычислений.
Проверка сложения
с помощью перестановки
слагаемых.
Проверка вычитания с
помощью обратного
действия — сложения
Решение простых
арифметических задач на
нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого с числами
в пределах 1 000. Составление и
решение арифметических задач
по

Арифметичес
кие задачи

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

предложенному сюжету,
готовому решению, крат кой
записи.
Решение составных задач в 3
арифметических дей ствия
Треуголь
ники, их
виды

1

Геометрически
й материал

Дифференциация треугольников
по видам углов (остроугольный,
прямоугольный, тупоугольный)
и длинам сторон (разносторонний,
равносторонний, равнобедренный)

Умноже
ние и
деление
в
предел
ах 1
000

4

Арифметическ
ие действия

Умножение и деление чисел в
пределах 1 000 без перехода через
разряд приёмами устных
вычислений, с записью примеров в
строчку. Умножение и деление на
однозначное число с переходом
через разряд приёмами
письменных вычислений, с
записью примеров
в столбик.
Проверка деления с помощью
обратного действия – умножения.
Нахождение значения числового
выражения без скобок в 3
арифметических действия
(сложение, вычитание, умножение,
деление) с числами в пределах 1 000

Арифметичес
кие задачи

Простые и составные
арифметические задачи на
пропорциональную зависимость
между ценой, количеством,
стоимостью.
Продолжение

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

Простые и составные
арифметические задачи на
определение отношения двух
чисел с вопроса- ми: «На сколько
больше/
меньше?», «Во сколько раз
больше/меньше?»

Числа,
полученные
при
измерен
ии
величин

назван
ие
темы/
раздел
а

4

количеств
очасов

Единицы
измерения и
их
соотноше
ния

Дифференциация чисел,
полученных при счёте предметов и
при измерении величин.
Дифференциация чисел,
полученных при измерении
стоимости, длины, массы, ёмкости.
Сравнение и упорядочение чисел,
полученных при измерении
величин.
Соотношение единиц измерения
длины, стоимости, массы.
Запись числа, полученного при
измерении, с полным набором
знаков в мелких мерах (85 р. 5 к. = 85
р. 05 к.).
Преобразование чисел, полученных
при измерении величин: замена
крупных мер мелкими мерами; замена мелких мер крупными мерами

Арифметичес
кие действия

Арифметический действия
(сложение, вычитание, умножение,
деление) с числами, полученными
при измерении одной мерой.
Сложение чисел, полученных при
измерении одной единицей
измерения (мерой) длины,
стоимости,
Продолжение

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

массы, приёмами устных
вычислений с преобразованием
числа, полученного в ответе (800 м
+ 200 м =
1 000 м = 1 км; 80 см +
50 см = 130 см = 1 м 30 см).
Вычитание чисел, полученных при
измерении одной единицей
измерения (мерой) длины,
стоимости, массы, приёмами устных
и письменных вычислений с
преобразованиями
(1 кг – 100 г).
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
двумя единицами измерения
(мерами) стоимости, длины,
массы (с соотношением 10, 100)
приёмами устных вычислений без
преобразований (45 м 50 см ± 20 м
10 см;
45 м 50 см ± 20 м;
45 м 50 см ± 10 см;
45 м + 10 см). Умножение чисел,
полученных при измерении
одной единицей измерения (мерой)
длины, стоимости, массы, приёмами
устных вычислений с
преобразованием числа, полученного
в ответе (50 см ∙ 4 = 200 см =
2 м).
Деление чисел, полученных при
измерении одной единицей
измерения (мерой) длины,
стоимости, массы, приёмами
устных вычислений с
преобразованиями
(2 м : 10)
Продолжение
назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

Геометрически
й материал

Построение отрезка такой же
длины, как данный отрезок;
длиннее/короче данного отрезка.
Построение отрезка, равного
длине ломаной

Многоу
гольники.
Периме
тр
многоу
гольников

1

Геометрически
й материал

Единицы
измерени
я
времени.
Век

1

Единицы
измерения
и их
соотношен
ия

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

Арифметическ
ие действия

Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
двумя единицами измерения
(мерами) времени приёмами
устных вычислений без
преобразований

Геометрически
й материал

Масштаб 1 : 2, 1 : 5, 1 : 10
(повторение).
Построение отрезка в масштабе 1 :
2; 1 : 5; 1 : 10.
Масштаб 1 : 100. Построение
отрезка, прямоугольника в
масштабе 1 : 100

назван
ие
темы/
раздел
а

Масш
таб 1 :
2, 1 :
5,
1 : 10, 1 :
100

1

Резерв

2

Контроль
и учёт
знаний

1

Классификация
многоугольников.
Четырехугольники. Построение
прямоугольника, квадрата.
Нахождение периметра
треугольника, прямоугольника
(квадрата).
Диагонали прямоугольника
(квадрата), их свойства
Дифференциация чисел,
полученных при измерении
времени и других величин.
Соотношение единиц измерения
(мер) времени.
Определение времени по часам
(механическим, электронным).
Обозначение римскими цифрами
порядкового номера каждого
месяца в году. Знакомство с
единицей измерения (мерой)
времени – веком.
Запись: 1 в. Соотношение: 1 в. =
100 лет.
Обозначение нумерации веков
римскими цифрами. Сравнение,
упорядочение чисел, полученных
при измерении времени одной,
двумя мерами
Продолжение

многозначные числа (38 ч)
Нумера
ция
чисел
в
предел
ах 1 000
000

6

Нумерация

Разрядные единицы: 1 дес. тыс., 1
сот. тыс., 1 ед. млн. Получение
единиц тысяч, десятков тысяч,
сотен тысяч, 1 млн. из разрядных
единиц. Присчитывание,
отсчитывание по 1 000,
10 000, 100 000 в пределах
1 000 000.
Получение, запись, чтение
четырёхзначных, пятизначных,
шестизначных чисел. Разряды:
единицы тысяч, десятки тысяч,
сотни тысяч; класс единиц, класс
тысяч. Таблица классов и
разрядов.
Продолжение

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

Арифметическ
ие действия

Арифметическ
ие задачи

Определение количества единиц
каждого разряда
в числах в пределах 1 млн.
Представление чисел в пре- делах
10 000 в виде суммы разрядных
слагаемых.
Получение четырёхзначных чисел
из разрядных слагаемых.
Сравнение чисел в пределах 1 000
000. Упорядочение
чисел в пределах 10 000.
Округление чисел в пределах 10
000 до десятков, до сотен
Сложение и вычитание чисел на
основе присчиты вания,
отсчитывания раз- рядных
единиц в пределах 1 000 000
приёмами устных вычислений (с
записью примера в строчку).
Сложение на основе разрядного состава чисел в
пределах 10 000 (2 000 + 5;
2 000 + 50; 2 000 + 500)
Решение простых и составных
арифметических задач с числами в
пределах 10 000

Окружн
ость,
круг.
Линии в
круге

1

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

Геометрическ
ий материал

Взаимное положение круга,
окружности и точек (находятся
внутри окружности, на
окружности, вне круга). Линии в
круге: радиус, диаметр, хорда, их
дифференциация, построение.
Вычисление длины диаметра и
радиуса: D = R∙ 2;
Продолжение

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

R = D : 2.
Построение окружностей с
радиусом, диаметром указанной
длины
Сложение
и
вычитан
ие в
предела
х 10 000
(уст- ные
вычисления)

2

Арифметическ
ие действия

Арифметическ
ие задачи

Сложение
и
вычитан
ие в
предела
х 10 000
(письмен
ные
вычисле
ния)

6

Арифметичес
кие действия

Сложение и вычитание чисел в
пределах 10 000 на основе устных
вычисли- тельных приёмов (с
запи- сью примеров в строчку).
Решение примеров с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым с числами
в пределах 10 000; проверка
правильности вычислений.
Нахождение значения числового
выражения без скобок в 2
арифметических действия
(сложение, вычи- тание,
умножение, деление) с числами в
пределах 10 000
Составление и решение
арифметических задач по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи
с числами в преде- лах 10 000
Сложение и вычитание чисел в
пределах 10 000 на основе
письменных вычис- лительных
приёмов
(с записью примеров
в столбик), их проверка.
Нахождение значения числового
выражения со скобками в 3
арифметиче- ских действия
(сложение,
Продолжение

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

вычитание) с числами в
пределах 10 000
Резерв

2

Контроль
и учёт
знаний
Построен
ие
треугольн
иков

1

2

Геометрически
й материал

Построение
треугольников
(разносторонний,
равноберенный, равносторонний)
по трём данным сторонам
с помощью циркуля и линейки

Умноже
ние и
деление
в
предел
ах 10
000
(устные
вычислени
я)
Умноже
ние на
однознач
- ное
число
в
предел
ах 10
000
(письмен
ные
вычисле
ния)
Деление
на
однознач
- ное
число в

3

Арифметическ
ие действия

Умножение и деление на
однозначное число в пределах 10
000 приёмами устных вычислений
(с записью примеров в строчку).
Умножение 1 и на 1.
Деление на 1.
Умножение 0 и на 0

4

Арифметическ
ие действия

Умножение на однозначное число
в пределах
10 000 приёмами письменных
вычислений (с записью примеров
в столбик).
Умножение чисел, полученных
при измерении одной единицей
измерения (мерой) длины, массы,
приёмами письменных
вычислений с преобразованием
числа, полученного в ответе (85
мм ∙ 4 = 340 мм =
34 см)

4

Арифметичес
кие действия

Деление на однозначное число в
пределах 10 000 приёмами
письменных
Продолжение

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

пределах
10
000
(письменные
вычислени
я)
Деление с
остатком
на
однозначн
ое число в
пре- делах
10 000

вычислений (с записью примеров
в столбик); про- верка
правильности вычис- лений.
Числа чётные, нечётные в
пределах 10 000

1

Умноже
ние и
деление
на
однознач
ное
число в
пределах 10
000 (все
случаи)

3

Резерв

2

Контроль
и учет
знаний

1

Арифметическ
ие действия

Деление чисел в пределах 10 000
с остатком на одно- значное
число приёмами письменных
вычислений (запись примеров в
стол- бик), проверка правильности вычислений

Арифметическ
ие задачи

Простые арифметические задачи
на деление с остат- ком чисел в
пределах 10 000

Арифметическ
ие действия

Умножение и деление на
однозначное число
в пределах 10 000 приёмами
письменных вычислений;
проверка правильности
вычислений.
Нахождение значения чис- лового
выражения
в 2–3 арифметических действия
со скобками и без скобок
(сложение, вычита- ние,
умножение, деление) с числами в
пределах 10 000

Продолжение
назван
количеств разделы
ие
очасов
программы
темы/
раздел
а
Второе полугодие – 72 ч

Содержание темы/ раздела

многозначные числа (21 ч)
Все
действия
в
пределах
10 000

3

Арифметическ
ие действия

Сложение, вычитание, умножение
и деление на однозначное число
чисел в пределах 10 000 на осно- ве
устных и письменных
вычислительных приёмов, их
проверка

Взаимн
ое
положе
ние
прямы
х на
плоско
сти.
Перпен
дикулярн
ые
прямы
е
Умноже
ние
чисел
10,
100, 1 000.
Умноже
ние на
10, 100,
1 000

1

Геометрически
й материал

Обозначение прямых линий
строчными буквами латинского
алфавита.
Взаимное положение прямых на
плоскости
(пересекаются,
не
пересекаются), точка пересечения.
Перпендикулярные прямые.
Знак: ┴ . Построение перпендикулярных прямых

2

Арифметическ
ие действия

Умножение 10, 100 и на 10,
100 в пределах 10 000.
Умножение 1 000 на число (на
основе взаимосвязи сложения и
умножения). Умножение числа на 1
000 (на основе переместительного
свойства умножения). Правило
нахождения произведения, если
один из множителей равен 1 000; его
использование при вы полнении
вычислений

Деление
на 10,
100, 1 000

2

Арифметичес
кие действия

Деление чисел в пределах 10 000 на
10, 100.
Деление круглых тысяч на
1 000 (на основе взаимосвязи
Продолжение

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

умножения и деления). Правило
нахождения частного, если
делитель равен 1 000; его
использование при выполнении
вычислений
Геометрически
й материал

Построение отрезков в масштабе
М 1 : 10; М 1 : 100.
Масштаб 1 : 1 000. Построение
отрезка, пря моугольника
(квадрата)
в масштабе 1 : 100

Деление
с
остатко
м на 10,
100
и 1 000

1

Арифметическ
ие действия

Деление чисел в пределах 10 000
на 10 и 100 с остатком; проверка
деления
с остатком.
Деление четырёхзначных чисел
на 1 000 с остатком; проверка
правильности вычислений

Преобра
зо- вание
чисел,
получен
ных при
измерении
величин

4

Единицы
измерения и
их
соотноше
ния

Выражение чисел, полученных
при измерении длины, стоимости,
массы, в более мелких мерах (4 м
= 4 000
мм; 4 м 200 мм = 4 200 мм); в более
крупных мерах
(5 000 м = 5 км; 5 320 м =
5 км 320 м).
Запись чисел, полученных при
измерении величин двумя мерами,
с полным на- бором знаков в
мелких мерах (2 м 5 мм = 2 м 005 мм)
Деление чисел, полученных при
измерении одной единицей
измерения (мерой)
Продолжение

Арифметичес
кие действия

назван
ие
темы/
раздел
а

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

длины, массы, на однозначное
число с преобразо ваниями (2 км :
4) в пределах 10 000.
Умножение чисел, полученных
при измерении одной единицей
измерения (мерой) длины, массы,
на однозначное число приёмами
устных и письменных вычислений
с преобразованием числа,
полученного
в ответе (6 мм ∙ 1 000 = 6 000
мм = 6 м; 36 мм ∙ 5 =
180 мм = 18 см)

Сложе
ние и
вычит
а- ние
чисел,
получен
ных при
измерении
величин
(письмен
ные
вычисле
ния)

назван
ие
темы/
раздел
а

4

количеств
очасов

Арифметичес
кие действия

Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
двумя единицами измерения
(мерами) стоимости, длины,
массы (с соотношением 10, 100,
1 000) приёмами устных
вычислений без преобразований, с
записью примеров в строчку (35 т
480 кг ±
23 т 150 кг; 35 т 480 кг ±
23 т; 35 т 480 кг ± 150 кг;
35 т + 150 кг).
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
двумя единицами измерения
(мерами) стоимости, длины,
массы (с соотношением 10, 100,
1 000) приёмами письменных
вычислений без преобразований и
с преобразова ниями, с записью
примеров в столбик.
Сложение и вычитание чисел
Продолжение

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

полученных при измерении
времени, приёмами устных
вычислений с простейшими
преобразованиями
(34 мин + 26 мин =
60 мин = 1 ч; 1 ч – 15 мин =
45 мин)
Резерв

2

Контроль
и учёт
знаний
Параллел
ь- ные
прямые

1

1

Геометрически
й материал

Обыкновенные дроби (21 ч)

Параллельные прямые. Знак: ║
.
Построение параллельных
прямых

Получе
ние и
сравнен
ие
обыкно
вен- ных
дробей,
их виды
(повторен
ие)

3

Дроби

Доли. Получение долей, их
обозначение в виде
обыкновенной дроби.
Сравнение более крупных и
более мелких долей, срав нение
долей с единицей.
Образование, запись и чтение
обыкновенных дробей.
Сравнение дробей с
одинаковыми знаменателями, с
одинаковыми числителями.
Сравнение дробей с единицей.
Правильные и неправильные
дроби, их дифференциация

Нахожде
ние части
от числа

3

Дроби

Нахождение одной части от
числа.
Нахождение нескольких частей
от числа
Продолжение

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

Арифметическ
ие задачи

Простые арифметические задачи
на нахождение дроби от числа

2

Дроби

Образование, запись и чте ние
смешанных чисел.
Сравнение смешанных
чисел

4

Дроби

Преобразования
обыкновенных дробей: замена
крупных долей более мелкими
долями; замена мел- ких долей
более крупными долями
(сокращение).
Основное
свойство
дроби.
Дроби
сократимые
и
несократимые.
Замена неправильных дробей
целыми или смешанными
числами

назван
ие
темы/
раздел
а

Образова
ние и
сравнени
е
смешанн
ых чисел
Преобра
зование
обыкновенн
ых
дробей

количеств
очасов

Сложени
еи
вычитан
ие
обыкнов
ен- ных
дробей с
одинако
вы- ми
знаменателями
Резерв
Контроль
и учёт
знаний
Симметр
ия

4

Дроби

Сложение и вычитание
обыкновенных дробей (включая
смешанные числа) с
одинаковыми знаменателями без
преобразования
и с преобразованием числа,
полученного в ответе.
Вычитание дроби из единицы.
Вычитание дроби из
нескольких целых единиц

Геометрическ
ий материал

Симметричные предметы,
геометрические фигуры. Ось
симметрии.
Построение
точек,
симметрично расположенных относительно оси симметрии
Продолжение

2
1

2

назван
количеств разделы
Содержание темы/ раздела
ие
очасов
программы
темы/
раздел
а
Многозначные числа (продолжение) (22 ч)
Умноже
ние на
круглы
е
десятки
в
предел
ах 10
000
Делени
е на
круглы
е
десятк
и
в
предел
ах 10
000

4

Арифметическ
ие действия

Умножение на круглые десятки
приёмами устных вычислений, с
записью примеров в строчку
(400 ∙ 20; 420 ∙ 20; 421 ∙ 20).
Умножение на круглые десятки
приёмами письменных
вычислений, с записью примеров
в столбик

4

Арифметическ
ие действия

Деление на круглые десятки
приёмами устных вычисле ний, с
записью примеров в строчку
(3 600 : 30; 3 600 : 60).
Деление на круглые десятки
приёмами письменных
вычислений, с записью примеров
в столбик; проверка
правильности вычислений

Делени
ес
остатк
ом на
круглы
е
десятк
и
в
предел
ах 10
000
Геометри
- ческие
тела. Куб,
брус

назван
ие
темы/
раздел
а

1

Арифметическ
ие действия

Деление с остатком на круглые
десятки в пределах 10 000
приёмами письменных
вычислений, с записью примеров
в столбик; проверка
правильности вычислений

1

Геометрическ
ий материал

Геометрические тела: куб, брус,
шар.
Определение формы пред метов
путём соотнесения с
геометрическим телом (похожи
на куб; похожи на брус).
Элементы куба, бруса: грани,
рёбра, вершины; их
Продолжение

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

количество, свойства.
Противоположные грани куба,
бруса. Смежные грани куба, бруса
Умноже
ние и
деление
в
предел
ах 10
000
(все
случаи
)

3

Арифметическ
ие действия

Умножение и деление на
однозначное число
и круглые десятки чисел
в пределах 10 000 на основе устных и
письменных вычислительных
приёмов, их проверка.
Умножение и деление чисел,
полученных при измерении одной
единицей измерения (мерой) длины,
массы, на круглые десятки
приёмами устных и письменных
вычислений, без преобразования и с
преобразованием числа,
полученного в ответе
(64 см ∙ 50 = 3 200 см = 32 м)

Скорос
ть.
Время.
Расстоян
ие

3

Арифметичес
кие задачи

Скорость движения. Единицы
измерения скоро сти: км/ч.
Простые арифметические задачи на
нахождение расстояния, скорости,
времени на основе
пропорциональной зависимости
между скоростью, временем,
расстоянием.
Краткая запись задачи в виде
таблицы, её решение. Составные
арифметические задачи в 2—3
действия на пропорциональную
зависимость между скоростью,
временем, расстоянием
Окончание

назван
ие
темы/
раздел
а
Резерв
Контроль
и учёт
знаний
Масшт
аб: 2 :
1; 10 :
1;
100 : 1
Взаимн
ое
положе
ние
прямы
х
в
простра
н- стве

количеств
очасов

разделы
программы

Содержание темы/ раздела

2

Геометрически
й материал

Масштаб 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
Построение отрезка, прямоугольника (квадрата) в
масштабе 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1

1

Геометрически
й материал

Взаимное положение пря- мых в
пространстве (на- клонное,
горизонтальное, вертикальное).
Прибор
для
определения
горизонтального
положе- ния
различных
поверхностей:
уровень.
Использование уровня при
определении гори- зонтального
положения поверхностей
предметов, находящихся в
ближайшем окружении (в учебном
ка- бинете, школьном дворе).
Прибор для определения
вертикального положения
различных поверхностей: отвес.
Изготовление простей- шего отвеса,
его исполь- зование при
определении вертикального
положения поверхностей предметов,
находящихся в ближайшем
окружении

2
1

итоговое повторение (8 ч)

Учебный методический комплект и список литературы
1

3.
4.
5.

6.

7.

М.Н. Перова Методика преподавания математики в специальной( коррекционной)
школеVIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов.- 4-е изд., пеерераб.- М.:
Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2001г.
О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: ВЛАДОС, 2005 г.
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва:
«Просвещение» 1996г.
Математика. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват.
программы / М. Н. Перова, Т. В. Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьева. —
М. : Просвещение, 2017. 6 класс:
Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 6. Учебник для 6 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2018
год.
Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для
учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
М. Просвящение,2012г
УМК обучающегося:
1. Г.М. Капустина и М.Н. Перова «Математика» Учебник для 6 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. М.:
Просвещение, 2016г.
2. М.Н.Перова, И.М.Яковлева. Рабочая тетрадь по математике для 6 класса

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств,
реализуемых с помощью компьютера:
 Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое
сентября», http://mat.lseptember.ru.
 Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/ Сайт энциклопедий:
http://www.eneyclopedia.ru/
 Электронный учебник. Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 6. Учебник для 6
класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:
Просвещение, 2018 год.
Электронная рабочая тетрадь. Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. Рабочая
тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. М. Просвящение,2012г.
Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все
поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметнопрактическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с
минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в)
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и
называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к
другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и
черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности,
оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при
вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных
записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных
предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению
выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по
отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя,
сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах
его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка
«5».
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или
учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует
правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды
счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает
после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со
значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей
в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно
выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части
программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание
программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.

Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом
учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо
комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого
материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся
требовалось в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны
не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи,
или 1—3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи,
примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок
действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических
выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует
считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение
ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря
необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых
данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в
формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей.
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются
на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена
одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена
большая часть других заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено
менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других
заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение
задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение
и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если
при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно,
но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при
обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный
результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических
фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные
результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и
овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений
учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.

Контрольно- измерительные материалы

Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через
разряд в пределах 1000»
1. Решите примеры: а) 970-797; б) 456+345; в) 227+(1000-679). .
2. Выполните действия: а) 8 т 356 кг + 4 т 644 кг; б) 10 км 30 м – 7 км 658 м.
3. Решите уравнения: а) 760 + х = 3 051; б) 9 000 – х = 714; в) х – 2 448 = 4 0089
4. Решите задачу. В первый день автомобиль проехал 322 км, во второй на 137 км
меньше, чем в первый. Сколько километров проехал автомобиль за два дня?

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация многозначных чисел»
1. Разложить числа на разрядные слагаемые: а) 89348; б) 10463.
2. Записать числа с помощью римских цифр. Числа от 7 до 15.
3. Округлить числа до сотен: а) 19703; б) 60454; в) 293194.
4.Решить задачу. В спортивном лагере отдыхают 160 детей. 56 детей пошли в поход.
Сколько детей осталось в лагере?

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000»
1. Решите примеры: а) 4378 + 1845; б) 7010 – 5987.
2.Найдите неизвестное число и сделайте проверку:а) 470 + х = 1900; б) х – 356 = 474.
3. Выполните действия:а) (4797 - 3917) : 4; б) 1504 + 624 : 2.
4. Решите задачу.На фабрике изготовили 6450 м искусственного шелка, а натурального
на 4890 м меньше. Сколько метров шелка изготовили на фабрике?

Контрольная работа № 4по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении»
1. Решите примеры: а) 106 ц + 351 ц; б) 35 р. 18 к. + 14 р. 82. к.; в) 634 р. – 120 р.; г) 50 дм
3 см – 14 дм 5 см.
2. Решите примеры:а) 3 ч 50 мин + 7 ч 18 мин; б) 7 ч – 32 мин; в) 38 мин + 8 ч 43 мин.
3. Урок начался в 8 ч 45 мин и продолжался 45 мин. Во сколько часов закончился урок?
4. Решите задачу. За три дня в хлебопекарне выпекли 42 т хлеба. В первый день выпекли
13 т 430 кг, а во второй 14 т 750 кг. Сколько тонн хлеба выпекли в третий день?

Контрольная работа № 5 по теме «Обыкновенные дроби»
1. Найдите от следующих чисел: 999, 360, 450.
2.Выразите дроби в более крупных долях:
3. Преобразуйте неправильные дроби:
4.Решите задачу. В лесопитомнике выращено 1 000 саженцев деревьев. Саженцы сосны
составили 3/5 всего количества деревьев, остальные саженцы- ели. Сколько саженцев елей
выращено в лесопитомнике?

Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями»
1. Решите примеры:
2. Сравните:
3. Найдите 4/ от следующих чисел: 150, 500, 300, 450.
4. Решите задачу.На хлебозавод привезли муку. 5/13 всей муки была пшеничная, ржаной
было на 3/13 меньше. Какую часть составила пшеничная и ржаная мука вместе?

Контрольная работа №7 по теме «Смешанные числа»
1. Сравните смешанные числа:

2. Выполните действия:
3. Решите задачу.Масса трех щук составляет 10 кг. Масса первой щуки составляет а масса
второй – на больше первой. Чему равна масса третьей щуки?

Контрольная работа № 8 по теме «Скорость, время, путь»
Лыжники двигались со скоростью 18 км в час. Какое расстояние они прошли за 3 ч?
Поезд прошел 288 км за 6 ч. С какой скоростью шел поезд?
Пешеход идет со скоростью 4 км в час. За какое время он пройдет расстояние 8 км?
Из двух городов в одно и тоже время вышли навстречу друг другу два поезда и
встретились через 4 часа. Скорость одного из них 60 км/ч, скорость другого 68 км/ч.
Найдите расстояние между городами.

Контрольная работа №9 по теме «Умножение многозначных чисел на однозначное
число»
1. Решите примеры: 2 804 * 3; 256*2; 378*20;
1 152 * 4; 870*3; 190*40.
2. Увеличьте числа 470, 1 280 в 2 раза.
3. Выполните действия: (484 + 1 278) * 5 715*4 – 536 (6 304 – 5 840) * 3
4. Решите задачу.Школа закупила 583 билета в театр, билетов в цирк в 2 раза больше и
105 билетов на концерт. Сколько билетов закупила школа?

Контрольная работа №10 по теме «Деление многозначных чисел на однозначное
число»
1. Решите примеры: а) 1960 : 4 + 3729; б) 6408 : 6; в) 3054 : 2.
2. Напишите в виде примеров и решите:
а) Сумму чисел 1 747 и 2 639 уменьшите в 3 раза.
б) Разность чисел 9 382 и 6 154 уменьшите в 4 раза.
3. Решите задачу. В швейной мастерской было 1 263 м полотна. Из третьей части всего
полотна сшили несколько комплектов постельного белья. Сколько метров полотна
осталось?

Итоговая контрольная работа
1. Решите примеры: а) 5907+4093; б) 7010-5987; в) 9 216 : 4; г) 1 631 · 2;
д) (2 180 + 1 320) · 2; е) (2 575 – 2 347) : 4.
2. Найти неизвестный компонент: а) 760+х=3051; б) х-2448=4089.
3. Выполните действия: а) 4 972 : 4 * 34; б) 1 430 : 5 *8.
4. Решите задачу.С одного участка собрали 1 350 кг клубники, с другого – в 2 раза
больше, чем с первого, а с третьего участка – в 3 раза меньше, чем со второго. Сколько
килограммов клубники собрали с трех участков?

Содержание учебного предмета курса математика в 5-9 кл
№
п/п
1.
3.
4.
5.

Наименование темы
Тысяча
Обыкновенные дроби
Геометрический материал
Задачи на движение

19
33
7
9

6.

Умножение и деление многозначных чисел

48

7.

Геометрический материал

14

8.
Итоговое повторение
Итого:

Ко-во часов

6
136

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч
в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие
случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на
разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку,
изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение
соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных
единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и
составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка
арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости,
длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство
обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и
вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую
пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные
задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе
перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные,
горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.

Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус.
Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.

Скачано с www.znanio.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».