Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №51 с. Березовка
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УВР
___________/ Жданова Н.И. /
Протокол № 1
от «26» _08_ 2024г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ
№51 с. Березовка
________ /С.В. Макаренко/
Приказ № 178
от «28» _08_ 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Речь и альтернативная коммуникация»
2 КЛАССА
II варианта обучения,
(адаптированная для учащихся с интеллектуальными
нарушениями)
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «логопедия»
2 класс (II вариант)
Нормативная основа программы
Рабочая программа разрабатывается на основании:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными
нарушениями;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28-09-2020 года
N 28 об утверждениисанитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28-01-2021
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" вступает в силу с 01.03.2021 года;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего,основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и
действует до 01.09.2027);
Приказа о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020 года N 254;
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Цели и задачи обучения
во 2 классе (II вариант)
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных,
доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования
усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в
самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций
общения, поддерживать стремление к общению;
учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад
жизни ребенка;
развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их
коммуникативную потребность;
формировать и активизировать доступные коммуникативные (невербальные и
вербальные, альтернативные) средства для развития понимания и выражения
ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных
ситуациях социального взаимодействия;
формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей
действительностью;
расширять словарный запас (пассивный и активный);
формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к
коллективной деятельности, учить понимать жесты;
развивать слуховое внимание и восприятие;
развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция);
развивать ручную и мелкую моторику.
Особенности преподавания логопедии
Количество учебных часов
Программа реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 3 часа в неделю на
класс. При 34 учебных неделях общее количество часов на занятия логопедией во 2
классе составляет 101 час.
Диагностика
В ходе реализации программы используется 2 вида диагностики: входящая, итоговая.
Входящая проходит в течение двух недель со 1 сентября по 13 сентября в начале года,
итоговая – две недели в конце года с 19 мая по 26 мая. Результаты обследования
фиксируются в индивидуальной диагностической карте развития ребенка, на их основе
составляется индивидуальный план развития и коррекции речи. Также по результатам
диагностики в начале и конце года заполняются таблицы динамического развития речи
класса.
Общая характеристика учебного предмета
Логопедическое сопровождение является частью специальной индивидуальной
программы развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и
психическом развитии с использованием необходимого логопедического оборудования.
Занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определенных навыков
обучающегося, достигнутого им минимального уровня, необходимого для привития
социального опыта, в соответствии с их возможностями к обучению и темпом усвоения
программного материала
Вся коррекционно – развивающая работа с обучающимся должна строиться таким
образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная,
целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной
основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в
виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в
природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их
детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы», «Профессии»,
«Транспорт».
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в
доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования
специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для
ребенка ситуациях.
Особенности преподавания логопедии
При разработке программы учитывались психолого-педагогические и речевые
особенности учащихся, выявленные в результате диагностики речевого развития.
Логопедические занятия посещает 1 учащийся:.
Олейник К.- системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо
нарушено. Самостоятельная речь отсутствует.
Содержание программы
2 класс (II вариант обучения)
Планируемые предметные результаты освоения курса «Логопедия»
2 класс (II вариант обучения)
В соответствии с требованиями для обучающихся с тяжелой умственной
отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с
учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы
представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной
категории обучающихся.
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Ученики должны знать (понимать)
-рабочее
место,
свои
учебные
принадлежности
-первоначальные представления о себе, о
своем ближайшем социальном окружении
-названия предметов посуды, игрушек,
школьных
принадлежностей,
овощей,
фруктов и т.д.
Ученики должны знать (понимать)
-правила поведения на уроках
-дифференцировать
свои
школьные
принадлежности от игрушек
-знать названия некоторых предметов,
фруктов и т.д.
Ученики должны уметь
-повторять за педагогом движенияминазывать (показывать) изучаемые предметы,
действия
-слушать сказку с демонстрацией картинок
или иллюстраций
-участвовать в коллективном показывании
(рассказывании)
-выполнять простые инструкции педагога
Ученики должны уметь
-показывать некоторые изучаемые предметы
-сосредотачивать
внимание
на
предоставляемом материале
-выполнять простейшие инструкции учителя
Ученики
должны
использовать
приобретенные навыки и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни
-знатьсвое
имя,
людей
ближайшего
окружения, названия знакомых предметов
окружающей среды.
Ученики
должны
использовать
приобретенные навыки и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни
-отзываться на свои имя и фамилию
Особенности организации учебного процесса по предмету
Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного,
моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей.
Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Кабинет укомплектован
необходимыми методическими материалами.
Занятия проводятся 3 раза в неделю индивидуально.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Основные формы:
индивидуально
Традиционные методы обучения:
Обучение проводится в игровой форме на основе предметно-практической
деятельности.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, работа с
наглядными пособиями, презентации и видеоматериалы.
Практические методы: практические упражнения, дидактические игры, устные и
письменные упражнения, графические работы.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, чтение стихов, рассказов.
Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация.
Средства обучения:
для учащихся: раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства;
наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда, транспорт, животные,
деревья, игрушки; сюжетные и предметные картинки, настольные дидактические
игры и игрушки, конструкторы, календарь, мозаики, пазлы, природные материалы.
Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - СD диск.
для учителя: демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные
дидактические средства; наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда,
транспорт, животные, деревья, игрушки; сюжетные и предметные картинки,
настольные дидактические игры, мозаики, пазлы. Звуки окружающей природы,
голоса животных, голоса птиц - СD диск.
Направления работы
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной
моторики.
Развитие невербальной и вербальной имитации.
Развитие навыка сопоставления.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие временных, пространственных отношений.
Развитие функций голоса и дыхания.
Ресурсное обеспечение
1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.Логопедические задания для детей. – М.: Издательство
СКРИПТОРИЙ 2003, 2019
2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В.Учим детей общаться. СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
3. Баряева Л.Б., Лоигнова Е.Т., Лопатина Л.В.Подготовка к обучению грамоте детей с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.СПб: «Союз», 2004
4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и
обучения дошкольников интеллектуальной недостаточностью. - Спб., СОЮЗ — 2003
5. Башинская Т.В., Пятница Т.В.Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. (Из
опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей-дефектологов учреждений
дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2014
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития
речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011
7. Володина В.С.Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2015
8. Дедюхина Г.В., КирилловаЕ.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим
ребенком. Москва: Издательский центр «Тех.информ» МАИ, 1997
9. ЗемцоваО.Н.Готовим руку к письму. - Москва: Махаон, 2012
10. ЗемцоваО.Н Учим буквы. - Москва: Махаон, 2012
11. МикшинаЕ.П.Видим. Слышим. Говорим. Книга в картинках для речевого развития
детей раннего и дошкольного возраста. - СПб: КАРО, 2004
12. Новикова Е.В.Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в2-х
книгах. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
13. Четвертушкина Н.С.Слоговая структура слова: системный метод устранения
нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013
14. Царев А.М., Беркович М.Б. Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. - Спб., - 2014
15. Фрост Л., Бронди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек
РЕСS: руководство для педагогов — изд. Тревинф, 2011
материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
http://pedsovet.su/ - сообщество взаимопомощи учителей
http://edu-lider.ru/ - электронная библиотека "Школа успешного учителя"
http://www.detkiuch.ru/ - компьютерные обучающие программы
http://obuchonok.ru/ - компьютерные обучающие программы
http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».
http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).
http://logoportal.ru/ - логопедический портал.
http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».
http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
1-6
Обследование мелкой и общей моторики.
Обследование слухового и зрительного внимания.
Обследование импрессивной речи.
Обследование звукопроизносительных
возможностей
Игрушки. Развитие слухового внимания на
материале неречевых звуков.
Знакомство с картинками, обозначающими
игрушки.
Игрушки. Вызывание речевого подражания.
7
8-9
10
11
12
Игрушки. Развитие слухового восприятия,
координации движений.
Игрушки. Развитие слухового внимания на
материале неречевых звуков.
Знакомство с картинками, обозначающими
игрушки.
Игрушки. Уточнение артикуляции гласных «а»,
Количество
часов
6
Дата
1.0913.09
1
16.09
2
1
18.09
20.09
23.09
1
25.09
1
27.09
13
14
15-16
«о», «у», «и».
Игрушки. Выполнение действий по словесной
инструкции взрослого (иди, сиди, стой).
Игрушки. Понимание отдельных простых просьб
в знакомых ситуациях.
Овощи. Формирование номинативного словаря.
1
30.09
1
2.10
2
Овощи. Соотнесение признаков предметов с их
словесным обозначением.
Овощи. Формирование предикативного словаря.
1
4.10
7.10
9.10
1
11.10
Осень. Знакомство с картинками,
обозначающими времена года.
Осень. Признаки осени. Сезонные изменения в
природе.
Осень. Обучение умению соотносить предметы и
изображения с словесным обозначением.
Осень. Работа над коротким, спокойным
выдохом.
1
14.10
1
16.10
1
18.10
2
21.10
23.10
Фрукты. Формирование внимания к неречевым
звукам. Воспитание чувства ритма.
Фрукты. Знакомство с картинками,
обозначающими фрукты. (соотнесение картинки
и предмета)
Фрукты. Понятия «одинаковый - разный».
1
25.10
1
6.11
1
8.11
Наше тело. Работа над пониманием и
выполнением односложных инструкций.
Наше тело. Работа над слоговой структурой
слова, его ритмическим рисунком.
2
11.11
13.11
15.11
18.11
Части лица. Формирование словаря, соотнесение
предмета со словом.
Части лица. Развитие артикуляции и мимической
моторики, развитие подражательности.
1
20.11
2
22.11
25.11
Семья. Соотнесение картинки со словесным
обозначением. Узнавание членов семьи по
фотографиям.
2
27.11
29.11
36
Семья . Формирование указательного жеста. Развитие
фонематического слуха.
1
2.12
37
Семья. Расширение предикативного словаря.
1
4.12
38
Семья. Понимание и выполнение простых
инструкций.
Погремушка. Развитие слухового восприятия.
1
6.12
1
9.12
Звуковая культура речи. Звук «А».
Зима. Расширение пассивного словаря.
1
2
11.12
13.12
16.12
17
18
19
20
21
22-23
24
25
26
27-28
29-30
31
32-33
34-35
39
40
41-42
2
43-44
Новый год. Группирование предметов по
признаку цвета.
2
18.12
20.12
45-46
Новый год. Развитие мелкой моторики и
конструктивного праксиса.
2
23.12
25.12
47-48
Зима. Формирование ротового выдоха.
2
27.12
28.12
49-50
Кошка. Части тела. Расширение номинативного
словаря.
2
10.01
13.01
51-52
Кошка. Расширение предикативного словаря.
2
15.01
17.01
53-54
Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Звуковая культура речи. Звук «У».
2
20.01
22.01
55-56
«Один-много». Различение единственного и
множественного числа существительных.
2
24.01
27.01
57-58
Домашние животные. Звуки «А», «У». Уточнения
произношения, коррекция произношения.
2
29.01
31.01
59-60
Собака. Части тела. Расширение номинативного
словаря.
2
3.02
5.02
61-62
Собака. Расширение предикативного словаря.
2
7.02
10.02
63-64
Звуковая культура речи. Звукоподражания «АУ»,
«УА».
2
12.02
14.02
65-66
Кошка, собака. Понятия «твердый, мягкий,
пушистый».
2
17.02
19.02
Сказка «Репка». Развитие слухового и
зрительного внимания.
2
21.02
24.02
69-70
Повторение и закрепление пройденных звуков.
Игры на развитие общей моторики.
2
26.02
28.02
71-72
Корова. Части тела. Расширение номинативного
словаря.
2
3.03
5.03
73-74
Корова. Соотнесение картинки со
звукоподражанием.
2
7.03
10.03
67-68
Звуковая культура речи. Звук «О».
2
12.03
14.03
77
Дикие животные. Соотнесение картинки со
словом.
1
17.03
78
Звери. Части тела. Расширение
пассивного/активного словаря.
1
19.03
79
80
Звуковая культура речи. Звук «И».
Звуки «О», «И» Уточнения произношения,
коррекция произношения.
Соотнесение звукоподражания с игрушкой,
картинкой.
Что звучит? Развитие внимания к неречевым
звукам.
Сказка «Теремок». Побуждение к
проговариванию звукоподражаний и слов.
Пропеваем знакомые гласные звуки. Игры на
развитие правильного речевого выдоха.
Птичка. Части тела. Расширение предикативного
словаря.
Курица и цыпленок. Соотнесение
звукоподражания с картинкой.
Игра «Зеркало». Поем гласные.
Петух. Части тела. Расширение предикативного
словаря.
Гусь. Развитие интонационной выразительности
на материале звукоподражаний.
Домашние птицы. Предлоги «НА», «В».
Посуда. Расширение предикативного словаря,
классификация предметов по назначению.
Посуда. Обучение выполнению двухступенчатых
инструкций.
Мебель. Расширение номинативного словаря.
1
1
21.03
2.04
1
4.04
1
7.04
1
9.04
1
11.04
1
14.04
1
16.04
1
1
18.04
21.04
1
23.04
1
1
25.04
28.04
1
30.04
1
5.05
Мебель. Предлоги «НА», «В».
Формирование знаний о природных явлениях:
солнце, дождь, ветер, радуга.
На полянке. Группирование предметов по
признаку цвета.
Обследование слухового, зрительного
восприятия, общей и мелкой моторики.
1
7.05
12.05
1
14.05
16.05
19.05
21.05
Обследование импрессивной речи, активного
словаря, звукопроизношения.
2
75-76
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96-97
98-99
100101
2
23.05
26.05