МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка
РАССМОТРЕНО
ШМО
________________________
протокол № 1
от 26.08.2024
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
__________________________
Н.И. Жданова
С.В. Макаренко
Приказ № 178
Приказ № 178
от 28.08.2024
от 28.08.2024
ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в _9_ классе
(ОВЗ)
с. Березовка 2024 год
Рабочая программа по учебному предмету
"Речь и альтернативная коммуникация"
предметной области "Язык и речевая практика"
1. Пояснительная записка.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при
ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты),
работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и
слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности
выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и
целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями
интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную
среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе,
осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются
коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной
коммуникации.
2. Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами
вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
2.1. Раздел "Коммуникация".
2.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением).
2.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение
внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка,
пиктограмма).
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными
словами.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания,
выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием
кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о
себе, прошедших событиях с использованием пошагового
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
2.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
2.2.1. Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на
собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса,
педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание
сложных предложений. Понимание содержания текста.
2.2.2. Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление)
слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление)
слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, изза). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление)
сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа
по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о
себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки, пиктограммы).
2.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических
работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
2.2.4. Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,)
для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического
изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о
прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического
изображения (электронного устройства).
2.3. Чтение и письмо.
2.3.1. Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
2.3.2. Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
2.3.3. Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание
буквы (слога, слова, предложения).
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
"Речь и альтернативная коммуникация":
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно
использовать
усвоенный
лексико-грамматический
материал
в
учебных
и
коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с
графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или
передачи
карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное
устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо
известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
4. Тематическое планирование учебного предмета
"Речь и альтернативная коммуникация"
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
Тема
Повторение
Звуки и буквы
Состав слова
Состав слова
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Наречие
Имя числительное
Части речи
Предложение
Повторение
Количество часов
6
4
8
6
8
9
16
7
11
5
19
3
102
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в _9_ классе
(ОВЗ)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Повторение (6 часов)
Предложение
Однородные члены предложения
Обращение
Сложное предложение
Сложное предложение
Сложное предложение
Звуки и буквы (4 часа)
Ударные гласные
Безударные гласные
Парные глухие и звонкие согласные
Разделительный мягкий знак
Состав слова (8 часов)
Разбор слова по составу
Проверяем орфограммы в корне
Правописание приставок
Дата
02.09.2024
04.09.2024
06.09.2024
09.09.2024
11.09.2024
13.09.2024
16.09.2024
18.09.2024
20.09.2024
23.09.2024
25.09.2024
27.09.2024
30.09.2024
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Правописание приставок
Правописание приставок
Сложные слова
Сложносокращенные слова
Сложносокращенные слова
Имя существительное (6 часов)
Значение предметности кто? что?
Грамматические признаки имени существительного
Склонение имен существительных
Склонение имен существительных
Существительные с шипящей на конце
Существительные с шипящей на конце
Имя прилагательное (8 часов)
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Признаки, свойства, качества предмета
Признаки, свойства, качества предмета
Признаки, свойства, качества предмета
Безударные окончания прилагательных
Безударные окончания прилагательных
Безударные окончания прилагательных
Личные местоимения (9 часов)
Личные местоимения
Личные местоимения
Лицо и число местоимений
Лицо и число местоимений
Личные местоимения с предлогами
Личные местоимения с предлогами
Правописание личных местоимений 3 – го лица
Правописание личных местоимений 3 – го лица
Правописание личных местоимений 3 – го лица
Глагол (16 часов)
Глагол
Различие глаголов по значению
Различие глаголов по значению
Грамматические признаки глагола
Грамматические признаки глагола
Грамматические признаки глагола
Изменение глагола по лицам и числам
Изменение глагола по лицам и числам
Изменение глагола по лицам и числам
I и II спряжение глаголов
I и II спряжение глаголов
I и II спряжение глаголов
I и II спряжение глаголов
Мягкий знак в глаголах
Мягкий знак в глаголах
Мягкий знак в глаголах
Наречие (7 часов)
Наречие
Наречие
Наречие
02.10.2024
04.10.2024
07.10.2024
09.10.2024
11.10.2024
14.10.2024
16.10.2024
18.10.2024
21.10.2024
23.10.2024
25.10.2024
06.11.2024
08.11.2024
11.11.2024
13.11.2024
15.11.2024
18.11.2024
20.11.2024
22.11.2024
25.11.2024
27.11.2024
29.11.2024
02.12.2024
04.12.2024
06.12.2024
09.12.2024
11.12.2024
13.12.2024
16.12.2024
18.12.2024
20.12.2024
23.12.2024
25.12.2024
27.12.2024
28.12.2024
10.01.2025
13.01.2025
15.01.2025
17.01.2025
20.01.2025
22.01.2025
24.01.2025
27.01.2025
29.01.2025
31.01.2025
03.02.2025
05.02.2025
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия
Имя числительное (11 часов)
Имя числительное
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
Правописание числительных от 50 до 80
Правописание числительных от 50 до 80
Правописание числительных от 500 до 900
Правописание числительных от 500 до 900
Числительные с мягким знаком на конце
Числительные с мягким знаком в середине
Правописание числительных 90, 200, 300,400
Правописание числительных 90, 200, 300,400
Части речи (5 часов)
Части речи
Различение частей речи
Различение частей речи
Различение частей речи
Различение частей речи
Предложение (19 часов)
Предложение
Простое предложение
Простое предложение
Простое предложение
Однородные члены предложения
Обращения
Обращения
Знаки препинания в предложениях с обращением
Знаки препинания в предложениях с обращением
Знаки препинания в предложениях с обращением
Сложные предложения
Сложные предложения
Сложные предложения
Сложные предложения
Прямая речь
Прямая речь
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Повторение (2 часа)
Простые предложения. Сложные предложения. Предложения с
однородными членами
Главные члены предложения
Итого:
07.02.2025
10.02.2025
12.02.2025
14.02.2025
17.02.2025
19.02.2025
21.02.2025
24.02.2025
26.02.2025
28.02.2025
03.03.2025
05.03.2025
07.03.2025
10.03.2025
12.03.2025
14.03.2025
17.03.2025
19.03.2025
21.03.2025
02.04.2025
04.04.2025
07.04.2025
09.04.2025
11.04.2025
14.04.2025
16.04.2025
18.04.2025
21.04.2025
23.04.2025
25.04.2025
28.04.2025
30.04.2025
05.05.2025
07.05.2025
12.05.2025
14.05.2025
16.05.2025
19.05.2025
21.05.2025
23.05.2025
26.05.2025
101