Решаем вместе
Есть вопрос?

Окружающий природный мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка

РАССМОТРЕНО
ШМО
________________________
протокол № 1
от 28.08.2024

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

________________________
__________________________
Н.И. Жданова
С.В. Макаренко
Приказ № 178
Приказ № 178
от 28.08.2024
от 28.08.2024

ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир» в _9_ классе (ОВЗ)

с. Березовка 2024 год

Рабочая программа по учебному предмету
"Окружающий природный мир"
предметной области "Окружающий мир" включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
предмету.
1. Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем
природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий
природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Основными
целями
изучения
являются:
- овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой
природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о факторах здоровья и риска;
- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей;
-применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и
обеспечения безопасности своей жизни;
- оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей
деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других
людей;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни;
- профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основными задачами преподавания биологии являются:
Проведение экологического воспитания, бережного отношения к природе;
Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
2. Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир"
Человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов
человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших
групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ,
выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта
воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной
помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о
разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как
биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его
существования, о здоровом образе жизни.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий
природный мир": осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение
социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и
чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни.
4. Тематическое планирование учебного предмета
"Окружающий природный мир"
№
Тема
Количество часов
1
Повторение
6
2
Опорно – двигательная система
20
3
Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая 11
система
4
Дыхательная система
4
5
Пищеварительная система
10
6
Мочевыделительная система
2
7
Кожа
4
8
Нервная система
5
9
Органы чувств
6
Итого:
68
6. Материально-техническое обеспечение предмета "Окружающий
природный мир"
включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы
природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе
экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для
демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями
действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;
изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами
природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие
компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных
представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный
дворик, огород, теплица. По возможности, в организации создаются "живые уголки" для
непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками,
птицами, хомячками, морскими
свинками). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан
небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит
учебный огород и (или) поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия
эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой
деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и
растениями способствуют нормализации эмоционального состояния обучающихся в
процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае
отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в
учреждении необходимо организовывать учебные поездки обучающихся в зоопарк, на
ферму, в тепличные хозяйства.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета «Окружающий природный мир» в _9_ классе (ОВЗ)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Тема урока

Дата
проведения
урока

Повторение (6 часов)
Повторение
04.09.2024
Место человека среди млекопитающих
06.09.2024
Общий обзор организма
11.09.2024
Строение клеток и тканей организма
13.09.2024
Органы и системы органов человека
18.09.2024
Органы и системы органов человека
20.09.2024
Опорно – двигательная система (20 часов)
Скелет человека. Его значение
25.09.2024
Основные части скелета
27.09.2024
Состав и строение костей
02.10.2024
Соединение костей
04.10.2024
Череп
09.10.2024
Скелет туловища
11.10.2024
Скелет верхних конечностей
16.10.2024
Скелет нижних конечностей
18.10.2024
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей,
23.10.2024
вывихах суставов
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей,
25.10.2024
вывихах суставов
Значение и строение мышц
06.11.2024
Основные группы мышц человека
08.11.2024
Основные группы мышц человека
13.11.2024
Основные группы мышц человека
15.11.2024
Работа мышц
20.11.2024
Физическое утомление
22.11.2024
Предупреждение искривления позвоночника
27.11.2024
Плоскостопие
29.11.2024
Значение опорно – двигательной системы
04.12.2024
Роль физических упражнений в ее формировании
06.12.2024
Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система (11 часов)
Значение крови и кровообращения
11.12.2024
Состав крови
13.12.2024
Органы кровообращения
18.12.2024
Сосуды
20.12.2024
Органы кровообращения
25.12.2024
Сердце и его работа
27.12.2024
Большой и круг кровообращения
10.01. 2025
Малый круг кровообращения
15.01. 2025
Сердечно – сосудистые заболевания и их предотвращение
17.01. 2025
Первая помощь при кровотечениях
22.01.2025
Первая помощь при кровотечениях
24.01.2025
Дыхательная система (4 часа)
Дыхание. Значение дыхания
29.01.2025

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Органы дыхания, их строение и функции
Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их предупреждение
Пищеварительная система (10 часов)
Значение питания. Пищевые продукты
Питательные вещества. Витамины
Органы пищеварения.
Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке, в кишечнике
Печень
Гигиена питания
Уход за зубами и ротовой полостью. Зубы
Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний,
инфекционных заболеваний и глистных заражений
Пищевые отравления
Мочевыделительная система (2 часа)
Почки – органы выделения
Предупреждение почечных заболеваний
Кожа (4 часа)
Кожа и ее роль в жизни человека. Уход за кожей
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
Закаливание организма
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при
ожогах и обморожениях
Нервная система (5 часов)
Головной и спинной мозг
Нервы. Значение нервной системы
Режим дня. Гигиена труда
Сон и его значение
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную
систему
Органы чувств (5 часов)
Орган зрения
Орган слуха
Гигиена слуха и зрения
Орган обоняния. Орган вкуса
Повторение
Итого:

31.01.2025
05.02.2025
07.02.2025
12.02.2025
14.02.2025
19.02.2025
21.02.2025
26.02.2025
28.02.2025
05.03.2025
07.03.2025
12.03.2025
14.03.2025
19.03.2025
21.03.2025
02.04.2025
04.04.2025
09.04.2025
11.04.2025
16.04.2025
18.04.2025
23.04.2025
25.04.2025
30.04.2025
07.05.2025
14.05.2025
16.05.2025
21.05.2025
23.05.2025
67


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».